При Новочеркасской городской Думе состоялось заседание постоянной комиссии «По вопросам здравоохранения, экологии и природопользования», которая рассмотрела ряд вопросов, в том числе и о Тарифном Соглашении медицинских работников, вступившем в действие в марте этого года.
Тарифное соглашение вызывает много споров в среде медицинских работников и поднимает ряд существенных проблем, связанных с реструктуризацией здравоохранения Их решение требует осуществления неотложных и перспективных мероприятий. Оплата медицинских услуг должна стимулировать процесс реструктуризации здравоохранения. Это предполагает постепенный переход от оплаты фактических объемов медицинской помощи к оплате планируемых объемов отдельных видов медицинской помощи, определяемых на основе заказа медицинским организациям. Заключение договоров должно проводиться с медицинскими организациями, которые способны обеспечить более высокие показатели качества медицинской помощи и заложенные в программу государственных гарантий целевые показатели эффективности использования ресурсов. Это предполагает конкурсное размещение заказа на оказание плановых объемов медицинской помощи. При оплате амбулаторно-поликлинической помощи дополнительное поощрение поликлиник должно быть поставлено в зависимость от показателей качества лечебно-профилактической деятельности. При оплате стационарной помощи необходимо в договорной форме определять планируемые и реально заказываемые объемы, устанавливать допустимые отклонения фактических и плановых объемов помощи. Необходим регулирующий на областном уровне порядок обеспечения службы здравоохранения современным дорогостоящим оборудованием в соответствии со стандартами оснащения различных типов медицинских организаций. Следует установить четкие правила информирования застрахованных граждан об условиях оказания медицинской помощи, проведения экономического обоснования договоров с медицинскими учреждениями, осуществления контроля за обоснованностью госпитализации застрахованных граждан и эффективностью использования ресурсов в медицинских организациях и т.п.
При выполнении большого объема и спектра лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, осуществляемых органами управления и лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения, сохраняется неудовлетворенность населения организацией лечебной и лекарственной помощи, в среде медицинских работников растет социальная напряженность. Необходимость структурных изменений в системе службы охраны здоровья населения, диктуется следующими причинами: негативными демографическими тенденциями, которые выразились в росте уровня естественной убыли населения, падении рождаемости, (только в этом, 2003году в Новочеркасске наметилась тенденция роста числа рождаемости), снижении продолжительности жизни населения, увеличении показателей инвалидности, ранней детской смертности, росте социально обусловленных заболеваний; низкой эффективностью использования имеющихся ресурсов здравоохранения. Результатом неэффективного использования имеющихся ресурсов явилось снижение доступности бесплатного предоставления населению медицинской помощи в полном объеме и в соответствии с реальной потребностью. Произошло сокращение масштабов профилактики заболеваний, что подтверждается уменьшением осмотров населения и сокращением числа посещений на 1 жителя в год. Существующая нормативная база в сфере охраны здоровья, не в полной мере, формирует единство системы здравоохранения, не создает условия для рациональных форм привлечения средств населения на развитие базы лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, не в полной мере со стороны медицинского персонала решается проблема формирования у населения навыков здорового образа жизни, повышения уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Все эти мотивы побудили депутатов, в составе рабочей группы, посетить практически все больницы города, для того, что бы разобраться в причинах острых проблем существующих в медицине, а также выработать вопросы по тарифному соглашению в соответствии с требованиями местных врачей с учетом эффективного и качественного лечения пациентов. Пожелания медиков по данному вопросу были следующими: Классификатор медицинских услуг необходимо расширить в части объемов предоставления мед помощи с учетом возможностей л.п.у. и квалификации медперсонала. Пересмотреть тарифы в сторону увеличения по территориальному и межтерриториальному уровню. Осуществлять проверки лечебного учреждения экспертами страховых компаний только в случае жалобы со стороны пациентов или их родственников. Пересмотреть положение об экспертизе объема качества медицинской помощи. Производить оплату по экстренным случаям по факту, т.е. по историям болезни.
На сегодняшний же день, применяется строгая градация. Все лечебные учреждения получили гарантированные объемы услуг на год, уровень которых зависит от наличия рабочих коек. Функция каждой койки в прошлом году составляла 320-330 дней, в этом году 365 рабочих дней. Теперь врачи должны обслуживать только согласно, наличия рабочих коек и не более. Например, на 100 коек они должны обслужить не более 100 пациентов, но если поступило 110 человек, то за лечение 10 больных платить не будут. Даже будут предъявлять штрафные санкции. А если поступило 90 больных, то и заплатят только за 90. Гарантированная зарплата осталась на прежнем уровне. Врачи просчитали, что теперь они теряют определенную часть в зарплате, так как стоимость мед услуги снижена. По факту заработная плата получается ниже, чем была в прошлом году. Если раньше медицинский работник мог заработать на премиальных, то теперь и этого практически нет, так как доля сэкономленных средств или фонд премиальных, существенно сокращен. Оклад начинающего врача 1250 рублей, что намного меньше суммы прожиточного минимума. Обещанное с 1 октября повышение заработной платы на 33% существенно не скажется, так как этот процент применяется к гарантированной ставке врача, которая в Новочеркасске составляет 690 рублей. В сравнении с регионами эта одна из самых низких ставок, так в Краснодарском крае она составляет 1200 рублей, в Москве – 5000 рублей. Так что новочеркаские медики самые низко оплачиваемые, отсюда и проблемы в городе с восполнением кадров, молодому врачу довольно трудно прожить на такую мизерную зарплату. То, что таким образом живут многие, в том числе работники культуры, образования и многие другие, утешением для медиков, конечно же, не является.
В связи с множеством жалоб врачей на оплату труда, новочеркаские депутаты предложили выступить в качестве тандема между медиками и властными структурами, с целью найти компромиссный вариант. Представители управления здравоохранения, присутствующие на депутатской комиссии, пояснили, что нужно делать для улучшения оплаты труда врачам. Так уже на протяжении 4 лет право оказания экстренной помощи должно быть защищено непосредственно каждым лечебным учреждением, то есть они должны получить лицензию, при чем делается это ежегодно, от этого зависит повышение ставки оплаты труда медиков. Но не все это делают, виноваты в этом непосредственно руководители больниц. В данном случае, согласно коллективного договора врачи имеют полное право поменять свое непосредственное руководство на более квалифицированное и компетентное, что им и рекомендуют сделать. Однако, как было отмечено, получить лицензию — не так уж и просто, ее действительно нужно защитит. Во многом это зависит не от соответствия квалификационным требованиям, а от того, кто — как и с чем приедет. Это обще известный факт и ни для кого не секрет. Повысить заработную плату врачам можно только если увеличить объем предоставляемых услуг, который утверждается и выделяется на город мин. Здравом, но его нужно «выбивать» а это, как поясняют, делать довольно сложно и « сами прекрасно знаете, как это делается»,- напрямую сказали работники управления здравоохранения на депутатской комиссии. Положения в этом вопросе не меняется на протяжении многих лет. Управление здравоохранения считает, что трудовое соглашение должно заинтересовать медиков в повышении качества обслуживания больных, со стороны которых поступает немалое количество претензий и жалоб. В частности, все лечебные учреждения полностью обеспечены мед. препаратами для полноценного бесплатного лечения больного, однако при поступлении в больницу, пациенту выдаются списки лекарств, которые он должен сам купить, то есть прийти лечиться со своими лекарствами. Спрашивается – куда они исчезают из больницы, почему, при бесплатном лечении, больной должен платить за лекарства?
Проводимая в последнее время реорганизация управления здравоохранением, сложившееся финансирование из бюджета и за счет средств обязательного медицинского страхования, не обеспечили в полной мере предоставление населению бесплатных медицинских услуг. Обоюдных претензий достаточно много, поэтому тем более необходимо предпринимать срочные меры по нормализации ситуации и в сфере оплаты труда и в качественном обслуживании пациентов
Согласно концепции развития здравоохранения в Ростовской области для достижения сбалансированности государственных гарантий с возможностями их финансирования требуется перепрофилизация или выведение из системы общественного здравоохранения части финансово не обеспеченных и неэффективно используемых мощностей лечебно-профилактических учреждений. Целесообразно планировать ожидаемые последствия для населения и медицинских работников, связанные с возможным закрытием части мощностей медицинских учреждений и изменением структуры оказания медицинской помощи. Для этого необходимы организационные преобразования на муниципальном уровне, переобучение кадров, материально-техническое переоснащение медицинских организаций, а также план информационного сопровождения мероприятий по реструктуризации.
Сформированная к 2005 году коечная сеть должна учитывать уровни организации лечебно-диагностического процесса и иметь стационары для интенсивного лечения – 20% имеющейся коечной численности, для восстановительного лечения – 45%, для длительного лечения хронических больных и оказания медико-социальной помощи – 20 и 15% соответственно. Объем обеспеченной госпитализации должен соответствовать 2836 койко-дней на 1000 населения в год в стационарах круглосуточного пребывания и 749 койко-дней в сети дневных стационаров. Догоспитальный этап должен расширяться, обеспечив рост числа посещений до 12 на одного жителя в год и совершенствование скорой и неотложной медицинской помощи.
Механизмы концепции, заложенные в программе развития здравоохранения и охраны здоровья населения Ростовской области на 2001-2005 годы, предусматривают сбалансированность государственных гарантий медицинского обслуживания населения и их финансового обеспечения. Программа должна была способствовать оптимизации коечной сети лечебно-профилактических учреждений, реализации мер по повышению прозрачности и рациональности использования бюджетных и страховых средств в системе здравоохранения.
Но баланс пока еще не достигнут. И принятое Тарифное Соглашение не привнесло явного улучшения ни в материальном, ни моральном аспекте. Поэтому, на заседании постоянной комиссии- «По вопросам здравоохранения, экологии и природопользования», новочеркаские депутаты решили подготовить и направить в Законодательное Собрание ростовской области, в Федеральное Собрание, в Государственную Думу, обращения с просьбой пересмотреть тарифное соглашение таким образом, что бы и качественное обслуживание населения и заработная плата медицинских работников была на достойном уровне
P.S. Более 10 млрд. рублей на повышение зарплаты работникам организаций бюджетной сферы предусмотрены в федеральном бюджете и с 1 октября повышается на 33% минимальный размер оплаты труда работникам культуры, образования и медицины. Закон об изменении минимального размера оплаты труда Государственная дума приняла в июне. Поправки, внесенные в закон, предусматривают повышение минимального оклада работников организаций бюджетной сферы до 600 рублей в месяц. До повышения размер ставки составлял 450 рублей в месяц.
06 октября 2003 12:20
Комментарии (0)