Сегодня:
 

Летом 1996 года в Музей истории донского казачества пришел военный врач, полковник медицинской службы из госпиталя МВД. Он рассказал об интересном событии, очевидцем которого явился. К сожалению, сотрудники музея и археологической экспедиции (в то время в музее еще была своя археологическая экспедиция) скептически отнеслись к этому сообщению. Я узнал о посещении врача и его сообщении несколько позже. Этот рассказ меня очень заинтересовал. Очевидно, несмотря на возраст, у меня еще остался романтизм и вера в необычное. Я разыскал полковника в нашем госпитале МВД и выяснил следующее.
В начале июля того же года в одной из воинских частей произошел несчастный случай. В результате пострадал один из солдат, получивший сильные ожоги. Его срочно следовало доставить в госпиталь. Вертолет, принадлежащий полку МВД, поднялся утром с аэродрома в северной части Ростова и взял курс на Белую Калитву. Летели на высоте метров семьсот. Врач, коротая время, смотрел в иллюминатор. До этого он служил в Поволжье и привык наблюдать за видимым ландшафтом. Часто летая над местами сражений времен ВОВ, он научился фиксировать малейшие приметы той войны. Это многочисленные окопы и траншеи, бывшие блиндажи и огневые точки, капониры и воронки. Сверху, под определенным углом освещения, эти объекты четко выделяются отбрасываемой тенью, хотя с земли они обычно не видны. Этот метод выявления невидимых объектов применяется при поиске памятников археологии с помощью аэро- или космической съемки даже в песчаных пустынях.
Увиденные ряды параллельных теней он вначале посчитал за обычные траншеи военного времени, которые густыми шрамами изувечили донскую землю. Так как в поле зрения не было никаких других объектов заслуживающих внимания, он продолжал наблюдать за ними. Но в этот момент вертолет повернул, ложась на курс параллельный реке Тузлов. Полковник с изумлением увидел, что предполагаемые траншеи превращаются в четкую фигуру человека с копьем и луком (?) в руках. Наконечник копья указывал на север. Ошеломленный увиденным, он позвал штурмана, и они вместе рассматривали фигуру. Следует отметить, что штурман допустил оплошность- он не нанес на полетную карту местонахождение фигуры. Рядом с геоглифом (так называются подобные изображения на поверхности земли) находилось здание фермы. Если предположить, что размеры фермы примерно 50 м, то фигура была раз в 6 больше, т.е. примерно метров 300 в длину. Это гигантское изображение находилось на склоне мыса, образованного правым берегом Тузлова и ручьем, впадающим в нее с запада. Врач и штурман смотрели на изображение, пока оно не скрылось. Вертолет долетел до автотрассы Ростов-Воронеж, подвернул к северу и полетел дальше вдоль шоссе.
Поговорив с очевидцем, я сразу же поверил его словам. Во-первых, придумать подобную фигуру не так-то просто. Во-вторых, серьезный человек, полковник-врач, не обратился бы в музей шутки ради. В третьих, подобные изображения существуют и вполне могут иметься у нас. Такие изображения, как правило, посвящались богам и служили объектами поклонения. Однако, ближайшие геоглифы имеются на Британских островах и на Американском континенте. Английские изображения выполнены в траншейной технике, т.е. снимался верхний почвенный слой до обнажения нижележащего грунта, который резко отличается по цвету. Выкид из траншеи валиком укладывался сбоку, к востоку от нее. Постепенное его оплывание заполняло траншею, но незначительный валик все же оставался и становился виден за счет тени при низком, боковом солнечном освещении. Подобная технология применялась при изготовлении знаменитых изображений плоскогорья Наска в Андах (Южная Америка). В Северной Америке геоглифы делались по иной технологии: там фигуры насыпались в виде вала (гигантские изображения змей до нескольких сот метров). Но «наша» фигура отличается от английских. Те выполнены «объемным контуром». Это может говорить о том, что «наше» изображение – линейное — является более ранним, чем в Англии.

Судя по рисунку, это, вероятнее всего, фигура солнечного божества, аналогичного одному из основных персонажей шумерской мифологии — божественного стрелка Мардука. Если следовать теории Ю. Шилова о северо-причерноморском прагосударстве Аратте как центре становления мировоззренческой основы евроазиатских цивилизаций, то такое предположение о возникновении культа божественного стрелка и объектах поклонения ему вполне допустимо. Вероятно, все правобережье Дона территориально входило в это государство. Датироваться подобное изображение может неолитическим или энеолитическим временем, т.е. VII-III тысячелетиями до н.э. В Подонье археологами выявлено значительное количество поселений этого периода.
Мы привыкли удивляться и поражаться математическим и астрономическим знаниям египетских жрецов и строителей пирамид. На нашей же территории жили, якобы, совершенно дикие и глупые племена. Но археологические находки показывают, что это совсем не так. Уровень знаний наших предков иногда ставит в тупик. Так и в данном случае. Для того, чтобы выполнить подобное изображение, необходимо обладать довольно высокими математическими знаниями. Надо было иметь четко фиксированную меру длины, иметь представление о масштабировании и параллельности, знать об устойчивом центре «мироздания» – Полярной звезде, на которую указывает копье. Гигантские фигуры первоначально рисовались на небольшом «листе» (кожа, камень, глиняная табличка, земля и т.д.), затем они тщательно измерялись, увеличивались в масштабе и переносились «в натуру». В связи с этим возникает вопрос: почему «художники» были уверены в правильности изображения? Ведь гигантская фигура не охватывалась взглядом с земли, и ее нельзя было подправить в случае неточности изображения. Неправильный, «некрасивый» рисунок мог привести богов в ярость, и вместо искомой помощи и благоденствия они могли наслать различные наказания и беды. Это что, полная уверенность мастеров в правильности рисунка или существовали методы проверки? Умение подняться в воздух? «Самолеты» или «воздушные шары»? Или …
После разговора с полковником, в ближайшие же выходные дни я вместе с семьей отправился искать геоглиф, взяв с собой карту области. Ближайшая, впадающая в Тузлов по правому берегу речка — Большой Несветай. Поэтому мы переправились через Тузлов в Каменном Броду. Правый берег Тузлова имеет довольно пологие склоны и весь испещрен многочисленными балками и оврагами. Мы объехали все, что только было можно. Рассматривали склоны с разных сторон, но ничего не было. Обратно возвращались по левому берегу Тузлова и осматривали противоположный берег. Ничего! Но это не обескураживало. Ведь если бы фигура была видна с земли, ее бы уже давно увидели. Вероятно, в настоящее время она видна только с воздуха и только при наличии определенных факторов. Прежде всего, это низкое утреннее солнце и выжженная растительность. Основным фактором здесь является наблюдательность. Ведь, несомненно, над фигурой неоднократно летали, но никто не увидел ее.
Все еще надеясь на помощь и память вертолетчиков, я поехал в Ростов. Разыскал штаб вертолетного полка МВД. Объяснив причину приезда, я встретил заинтересованность летчиков. Командир полка вызвал штурмана полка и ведущего (первого) пилота того вертолета. Однако, штурмана вертолета не было в Ростове, он находился в командировке в Чечне. Как оказалось, вертолет незначительно отклонился от обычного маршрута, но где точно летели, командир вертолета ответить не мог. Он управлял машиной и не особенно внимательно следил за землей. Так что непосредственно указать, где была фигура, он не мог.
Но надежда не умирала. Почти все лето, как только выдавалась возможность, я колесил по берегам Тузлова. С семьей или друзьями, или в одиночку, я на небольшом отрезке накатал около тысячи километров. И все впустую. Но я продолжаю верить в существование фигуры стрелка. С земли найти ее не удастся, вероятно, никогда. Надо искать с воздуха, причем при условиях ее первоначального видения, т.е. при низком солнце и сухой выжженной растительности. И, конечно, нужен вертолет или мотодельтоплан. Публикую эту заметку, преследуя меркантильный интерес: а вдруг найдется такой спонсор, который заинтересуется этими сведениями и захочет внести свое имя в открытие действительно мировой сенсации?

М.Крайсветный
Управление культуры и искусства

Комментарии (0)

Добавить комментарий