Всех руководителей новочеркасской администрации Анатолий Волков призвал пригласить своих сотрудников на богослужение в новочеркасский кафедральный собор. Традиционно, во второй день Светлой Пасхи, торжественную службу проводит Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. Помимо чиновников в Храме собрались кадеты, курсанты и горожане. Помогали владыке вести службу настоятели всех новочеркасских приходов. За день до православной Пасхи праздник отмечали мусульмане. Мавлид ан Наби — день рождения пророка Мухаммада — добрался до Новочеркасска. Мусульмане Дона отмечают день рождения основателя религии с 6 апреля. В самом финале торжеств они собрались в поселке Татарский. Там, где когда-то была мечеть. О духовном и мирском мусульманского Новочеркасска — Алексей Лазуренко.
Пасхи в канун праздника — стандартный атрибут поселковой лавки. Только в этом поселке ее берет не каждый.
Духовная встреча по-татарски. Молитвы и виды мусульманских святынь. Сюда приехали со всей области. Мавлид ан Наби в Новочеркасске — финал донских торжеств ко дню рождения пророка Мухаммеда. О его жизни татары рассказывают так, будто и не было полутора тысяч лет.
ИЛЬЯС ИМАН ХАТЫБ, председатель мусульманской общины г. Новочеркасска: «Монах спрашивает: «Вы все пришли?». Говорит: «нет». — «А где?». — «Да там ребенок остался смотреть, чтоб верблюды не разбежались» — «Ну ведите его сюда». — «А что такое?». — Да я заметил то, что когда караван шел и облако шло вслед за вами. Среди Вас должен быть святой человек».
К молитвам на арабском в местном клубе давно привыкли. Почитать суры и обратиться к Аллаху здесь собираются издавна. Мусульмане говорят, что когда-то на месте небольшого здания возвышалась мечеть. Ее разобрали в сороковых на военные нужды. А еще говорят, что поселок Татарский вырос на донских просторах раньше Новочеркасска.
ИЛЬЯС ИМАН ХАТЫБ, председатель мусульманской общины г. Новочеркасска: «Эта ж была мечеть. Здесь в отдаленности была школа грамотности — медресе. Здесь вот был проулок. Людей когда умерших привозили сюда. Если местный, то хоронили с дома, а если городской, то привозили его к мечети, отпевали его как обычно и вот хоронили на этом кладбище».
Новую мечеть — очень похожую на русскую избу — начали строить как раз здесь. Но старейшины запретили: там, где покоятся предки нельзя строить ничего живого. С тех пор минарет так и лежит у основания долгостроя: другой земли под мечеть пока не выделяют. Сегодня над татарским кладбищем нависает городская свалка. Чтобы уберечь могильные камни предков, живших более трех веков назад татары огородили кладбище забором. Пока это помогает. Другой помощи общине ждать пока неоткуда. Они говорят, что еще не пришло время.
ИЛЬЯС ИМАН ХАТЫБ, председатель мусульманской общины г. Новочеркасска: «Мы мероприятия проводи мирно, у нас нет агрессии никакой. Мы хотим совместно проживать потому, что город единый. Факт тот, что это исторический хутор. Здесь жили деды, которые непосредственно строили этот город».
Сегодня для татар важно, чтобы традиции предков не забыли дети. Татарка уже не та, что была несколько десятилетий назад. Русские и татары в Новочеркасске теперь живут рядом. В одних семьях.