Сегодня:

Они уходили спасать страну от неведомой угрозы. Они возвращались с надеждой на спасение. На будущей неделе, по меньшей мере, три страны постсоветского пространства отметят печальную дату: 20 лет с момента взрыва на Чернобыльской АЭС. Около 20 тысяч жителей Дона отправились ликвидировать последствия аварии. Из них треть стала инвалидами. Три тысячи умерли от болезней. Сегодня чернобыльцев собирали в Ростове. Потом они встретились в Новочеркасске. Вспомнить и поговорить о проблемах. О тех, кто выжил и о тех, кто верит — Алексей Лазуренко.

Так тихо в этом зале бывает редко. Может быть, дата такая, а может потому, что их так мало осталось. Видеть Чернобыль своими глазами довелось четыремстам новочеркасцам. Сегодня в союзе чернобыльцев их чуть больше сотни.

Слова из гимна: «Мы стекаемся снова сюда, словно к морю стекаются реки. В кулаке нам по силам беда. Ныне, присно и, даст Бог, во веки».

Из гимна слов не выкинешь. Собираться вместе для них — как воздух. Спасение других было их романтикой.

МИХАИЛ ЧЕРНЫШЁВ, участник ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалид 2 группы: «Я вполне сознательно. Если не я, то кто ж еще пойдет. Если я откажусь, полк все равно должен быть сформированный. Я это понимал. Я комсомолец. В душе так и остался комсомольцем».

Авария в Чернобыле до сих пор самая крупная в истории атомной энергетики. Это сегодня власть признает: они предотвратили еще большую беду. Тогда об этом не думали. Комсомольцы не боялись трудностей.

МИХАИЛ ЧЕРНЫШЁВ, участник ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалид 2 группы: «Индивидуальных дозиметров не было. У нас был даже большая проблема с обычным, допотопным ДП-5 — прибором, который еще в 50-х годах выпускался. Он был один на роту. И мы по очереди, командиры взводов, брали и производили замеры».

Памятные знаки тем чиновникам, что о них не забыли. Сегодня это большая редкость. Проблем у ликвидаторов не меньше, чем было в зоне заражения. Их и на пенсию не пускают, когда обещали, и льгот таких не дают, как в других регионах. Оттого обидно и боязно.

МИХАИЛ ЧЕРНЫШЁВ, участник ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалид 2 группы: «Разве может после того идти человек на какие спокойные задания, грозящее его здоровью, если это незащищено. Если он будет сомневаться: а стоит ли, не накажу ли я семью?»

Помянули тех, кого нет, вручили грамоты и разошлись. Чтобы 26-ого встретится снова. Вспомнить момент, с которого жизнь раскололась мощным взрывом реактора.

Комментарии (0)

Добавить комментарий