В Новочеркасске впервые за тридцать лет проходит испытания новый грузовой локомотив. Полностью созданный из отечественных комплектующих, он намного дешевле зарубежных аналогов, но ни в чем им не уступает. Машинистам предстоит не только освоить компьютерные системы управления, но и привыкнуть к невиданному комфорту.
Новый грузовой электровоз, который придумали и сделали в Новочеркасске, автомобилисты назвали бы машиной в комплектации «люкс». Создан он по всем законам эргономики, с климат-контролем, автоматической коробкой передач. За работой двигателя следит бортовой компьютер, он же ведет диагностику оборудования, в зависимости от особенностей пути выбирает ток и скорость. Испытатели говорят, что этот электровоз может работать и без машиниста. Но должен же кто-то за ним присматривать, любоваться всей этой красотой.
«Думать за него будет микропроцессорная система управления. Это хорошо, потому что человек есть человек, иногда он может растеряться, иногда какой-то непредвиденный случай может произойти, он просто не сможет совладать с этим», — говорит руководитель испытаний Михаил Шапиро.
Его предшественники — электровозы ВЭЛ-10 и ВЭЛ-11 — выпускались еще в Советском Союзе, причем в последние годы в Грузии, правда, из наших комплектующих.
Грузовые электровозы постоянного тока не разрабатывались в России более 30 лет. На то, чтобы собрать новую машину от первого до последнего винтика, потребовалось не более трех месяцев.
Электровоз оказался настолько дорог создателям, что они даже объявили общегородской конкурс на лучшее название. Из 70-ти заявленных победил «Дончак», что означает «лучший, самый выносливый степной конь». Железный «Дончак» сможет работать практически в любой точке страны. Он выдерживает перепады температур от минус 50-ти до плюс 50-ти и намного дешевле зарубежных аналогов. Сделан из отечественных составляющих, причем на 90% здесь же, в Новочеркасске.
Доведя новый электровоз до этапа контрольных испытаний, рабочие уже говорят о следующих современных локомотивах.
«К нам приезжает молодежь, которая остается здесь работать. Молодые перенимают опыт», — отметил термист Сергей Сухарев.
Если испытания пройдут успешно, серийное производство «Дончака» можно будет начать уже в следующем году. По оценкам экспертов, машина будет востребована.