Сегодня:

Теперь к главной теме выпуска. Бюджет — прогноз будущих доходов и расходов. Компании и страны должны составлять планы деловых операций на будущее, чтобы оценивать свои денежные потоки и торговые позиции. Государства также должны составлять ежегодно бюджеты, чтобы сбалансировать предполагаемые доходы и расходы. Такое определению бюджета дает <Энциклопедический словарь Ридерз дайджест>. Проше говоря, бюджет — главный финансовый документ для страны или предприятия, который определяет, как будем жить мы с вами в течение будущего года. Что такое бюджет для России — в обзоре Ксении Серебровой.
Российский бюджет, как и бюджет других стран, обеспечивает обороноспособность, безопасность, жителей страны. За его счет содержаться правоохранительные структуры, образование, культура, здравоохранение, обеспечивается социальная поддержка, и так называемая национальная экономика.
Россия — крупнейший экспортёр нефти, и цены на нефть очень изменчивы. А значит доходы бюджета — изменчивы по определению. И, соответственно, как и каждый из нас, бюджет должен планировать свои доходы и расходы.
безусловно, федеральная власть заинтересована в том, чтобы централизовать доходы и децентрализовать расходы. И естественно, происходит процесс бюджетного торга, где регионы пытаются доказать центральной власти, что они не могут осуществлять расходные обязательства без соответствующих доходных полномочий. В теории, безусловно, регионы должны уметь планировать свой бюджет таким образом, чтобы та налоговая база, которая у них есть, могла обеспечить те обязательства, которые у них имеются. Это не совсем так происходит, и закон о монетизации льгот, скорее всего, ухудшит ситуацию в регионах. И самое страшное — все мы понимаем, что федеральной власти придётся вмешаться, когда у регионов возникнут существенные проблемы с деньгами. Государственная власть вмешается и будет каким-то образом исправлять положение. Федеральная власть пришлёт очередных полномочных представителей и также переведёт финансовые средства. Но это подрывает сами стимулы региональных властей к тому, чтобы быть независимыми, самостоятельными и планировать свои доходы на годы вперёд. Они знают, что в случае, если произойдёт неудачный исход событий, если деньги кончатся, то федеральная власть вмешается, что-то, естественно, произойдёт нехорошее для самих региональных властей.>
Но есть еще регионы-доноры и регионы-рецепиенты. Такой статус зависит от того, как определена налоговая система. Если, поделить налоги между Центром и регионами по-другому, то тогда регионы-доноры станут убыточными и наоборот. Понятно, что регион, в котором есть нефть, существенно отличается от региона без природных ресурсов, хотя большой заслуги губернатора в этом нет. Большую роль в российском бизнесе пока играет и понятие теневой экономики. Есть разные оценки, разные определения теневых источников, и теневая экономика потихоньку сокращается, но очень медленно.
это само по себе не мешает формировать бюджет, в частности, в России большая часть доходов поступает от экспорта сырья. Нефть в основном экспортируется через трубопровод, а трубопровод контролируется государством, поэтому налоги с экспортёров нефти собирать можно, и они, как мы знаем, собираются. Кроме того, можно собирать т.н. косвенные налоги. Вне зависимости от того, получили ли Вы зарплату официально или неофициально, потратили Вы её в магазине. Если удастся контролировать кассовые аппараты в магазинах, можно собирать налоги в магазинах — налог с продаж, как это раньше было, или налог на добавленную стоимость. И там, и там, безусловно, есть проблемы со сбором этих налогов, но, тем не менее, их удаётся собирать.
Еще одна важная тема — государственный долг. За счёт роста ВВП, укрепления рубля, досрочной выплаты долгов России удалось снизить долговое бремя до достаточно разумных пределов: сейчас мы говорим примерно о 25 процентах годового ВВП. И это означает, что западные кредиторы больше доверяют России, потому что вероятность нового дефолта гораздо ниже и мы можем занимать больше.
Если мы принимаем, что демократия — это важная ценность для нашей страны, то единственная возможность для долгосрочного роста — это более справедливое, более равное распределение доходов и возможностей. Именно поэтому, мне кажется, что повышение зарплат бюджетникам — это замечательная вещь, которая происходит в последние годы. Возможно, она происходит недостаточно быстро, но надо помнить, что государственный бюджет, как и бюджет каждого из нас, не обладает магическими способностями. Чтобы что-то потратить, нужно что-то заработать. Чтобы заработать рубль бюджетнику, нужно либо увеличить налоги на работающих в частном секторе граждан на рубль, либо занять рубль за рубежом, либо занять его внутри страны, либо напечатать. Все эти возможности ограничивают возможность экономического роста, потому что чем больше мы облагаем налогами частный сектор, тем меньше у него стимулов расти.

Комментарии (0)

Добавить комментарий