Высказывание Буонарроти о том, что «искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» — практический лозунг всей жизни и сорокалетней работы на благо культуры Дона директора новочеркасского театра Елены Владимировны Архиповой.
Она — истинный представитель интеллектуальной элиты. Умная, глубокая, эмоциональная, тонко чувствующая мир и людей, при этом – современная, ищущая, и, главное, верная себе — вот черты идущего в ногу со временем руководителя Донского театра.
Служителем Мельпомены на капитанском мостике корабля старейшего театра Ростовской области Елена Владимировна с 2019 года. До театра в её жизни была не менее творческая и насыщенная работа: директор «Радио Н», заведующая библиотекой им. Чехова, заместитель начальника Управления культуры и искусства Администрации г. Новочеркасска, завотдела Областного Дома народного творчества. В 2010 г. она возглавила «культуру» Казачьей столицы. «Говорят, есть города, которые славятся памятниками культуры, а есть – культурой, и здесь надо понимать, что культура – не придаток экономики, а основа ее развития», — говорит Елена Владимировна. Опора на человеческий творческий потенциал, как главный ресурс города, стала основой её работы, которая в результате принесла Новочеркасску весомое конкурентное преимущество – на протяжении ряда лет город становился лучшим на Дону в области развития культуры и искусства.
Елена Владимировна верит в судьбу. Сорок лет в профессии – это, безусловно, выбор, а не везение, это то, к чему расположено сердце. Рисковать, пробовать, но обязательно идти вперед и верить в победу. Она не любит роптать, сокрушаться о том, что было или могло быть. Она верит, что не бывает хороших или плохих времен. «Бывает по-другому, по- новому, потому что жизнь не стоит на месте, а уж театр – тем более, — говорит директор Казачьего драматического. – Он интересен только в развитии. Мне очень близка фраза Джозефа Манкевича «Жизнь в театре — всего лишь один сезон, а сезон —это целая жизнь».
Да, театр – живой сложный организм со своими законами существования, взаимодействия с внешним миром, да и люди здесь другие. «Для меня большая радость и честь здесь работать. Это связано, прежде всего с открытиями, которые я всякий раз для себя делаю. Казалось бы, ты знаешь всю «кухню» очень трудной, энергозатратной работы над спектаклем, решаешь массу организационных, технических проблем, присутствуешь на репетициях, с чем-то не соглашаешься, споришь…, но вот премьера, и ты видишь то, о чем не подозревал – какие-то новые краски, творческие решения, новые уровни мастерства. Это касается и артистов, и всех тех, кто делает спектакль… Как это объяснить? Думаю, непостижимым градусом творческой природы, интуицией, «тренировкой сердца». И всё это «цепляет», и в этом счастье работы в театре».
Директор театра уверена, что Казачий драматический сохраняет себя и развивается благодаря тому, что не дает себе права уйти от принципов классического русского театра, который заставляет зрителя, в первую очередь, размышлять. «Западные ценности, опирающиеся на некую «свободу», призывают людей к одному – потреблять, отсюда процветающий эгоизм, жажда денег. Но мы другие по своей природе. Я знаю, пройдет время, и все вернется на свои места, и театр должен помогать всем нам не забывать о том, что действительно важно».
Её очень радует тот факт, что в зрительном зале всё больше молодых людей. «Это говорит о том, что они находят для себя ответы на какие-то важные вопросы, и происходит это не в поисковой системе Google, а здесь, сейчас, когда слышишь, видишь, чувствуешь живых людей, в чем-то так на тебя похожих». И тогда становится совершенно не важно, в какую эпоху происходит действие. Важно другое: идея и язык, звучащий со сцены — язык Пушкина, Островского, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Зорина – яркий, богатый, образный… «…Последняя жертва», «Собачье сердце», «Царская охота», «…Жестокие сердца», «Месяц в деревне» — все эти знаковые для театральной культуры Дона спектакли поставлены по инициативе Елены Архиповой.
Но, как говорил Островский, «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть». Поэтому перед директором всегда на повестке дня вопрос режиссера-постановщика. Петр Орлов, Наталья Людскова, Михаил Сопов, Зураб Нанобашвили – сегодня эти имена знает отечественное театральное сообщество, и сегодня их работы представлены на новочеркасской сцене. Спектакли становятся призерами международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Тем более приятно, что мнения экспертов совпадает с оценкой зрителей. И не только новочеркасских. Нальчик, Кинешма, Калуга, Рыбинск, Цимлянск, Волгодонск, Ростов-на-Дону, Рязань аплодировали комиссаржевцам последние несколько лет.
А вот театральному фестивалю «Комплимент», который проходил в сентябре 2022 года после многолетнего перерыва, «рукоплескали» тысячи зрителей, поскольку проходил он в формате онлайн. Сайт «Комплимента» посетили более 30 тысяч пользователей сети Интернет, отдали свои голоса 18 750! «Главным итогом фестиваля стал тот факт, что о Новочеркасске, его театре узнали далеко за пределами Ростовской области. А тот факт, что ряд российских и международных фестивалей вышел с инициативой пригласить комиссаржевцев в свои программы – наглядное тому подтверждение».
Впереди город ждет 200-летний Юбилей Донского драматического. Записная книжка директора театра уже испещрена идеями и задачами. «Это будет очень значимое событие не только для Новочеркасска, Ростовской области, но всей театральной России. История театра, люди, которые здесь работали и работают, спектакли, ставшие культурным достоянием – это в прямом смысле богатство. Уверены, юбилей театра явится яркой страницей в его летописи и станет важным поводом для гордости жителей Дона», — подчеркивает Елена Архипова.
А пока впереди у Елены Владимировны — свой личный юбилей.
Коллектив театра, его зрители, соратники поздравляют директора театра:
«Быть директором – значит не бояться ответственности, обладать творческой смелостью, быть строителем, прорабом, дипломатом, одним словом, решать любые проблемы, которые ставит перед Вами театр. Но любовь к делу, которому Вы служите, помогает справляться с любыми сложностями. Сегодня новочеркасский театр – не просто украшение города, он наполнен глубочайшим содержанием – творческим, человеческим, духовным. И в этом огромная Ваша заслуга.
Желаем Вам здоровья, сил и много подарков судьбы! Пусть удача и успех сопутствуют во всех Ваших добрых делах!»