Сегодня:

На дружеском шарже из журнала «Донская волна» 1918 года изображён А.М.Каледин, читающий газету. 

В ближайшие дни, а точнее 11-13 февраля (29-31 января по старому стилю), исполняется 105 лет со дня ухода из жизни и погребения генерала от кавалерии, видного военачальника Первой мировой войны, войскового атамана Алексея Максимовича Каледина. И если для Дона это фигура поистине легендарная, то в истории России его имя связано, в первую очередь, с тремя важными датами. В июне 1916 года начался знаменитый Брусиловский (Луцкий) прорыв русских войск, значительную роль в котором сыграла 8-я армия под командованием генерала Каледина. Спустя год, в июне 1917 года, он принял участие в работе Большого войскового круга, избравшего его Донским войсковым атаманом. Спустя четыре месяца в ноябре заявил о непризнании большевистского переворота, свергнувшего Временное правительство и, фактически, стал одним из лидеров белого движения на Юге России.

11 февраля 1918 года на заседании войскового правительства Алексей Максимович сложил с себя обязанности донского атамана и вскоре застрелился. Через день при огромном стечении народа был отпет в Войсковом Вознесенском соборе и похоронен на старом городском кладбище недалеко от правой (западной) стороны Димитриевского храма. Как отмечал очевидец: «Долго стояла, не расходясь, опечаленная публика у свежей могилы, сплошь покрытой венками … И, расходясь, уносила с собой невыплаканные ещё слёзы». И никто из этих людей представить не мог, что через несколько лет место упокоения атамана будет сровнено с землёй.

Так же они не могли и помыслить, что спустя ещё 80 лет сам факт этих похорон, превратившихся в демонстрацию народной любви к свободно избранному, впервые за 200 лет, донскому атаману обрастёт нелепыми домыслами, слухами и сплетнями.

Если сегодня набрать в поисковой строчке Яндекса слова «могила Каледина», появится огромное число ссылок на различные сайты, форумы, записи в «Живом Журнале». Подавляющее большинство из них излагают события в легко узнаваемом стиле классического кладбищенского ужастика. Причём используется весь арсенал штампов: подмена гробов и покойников после отпевания, рытьё фиктивных могил и установка таких же фиктивных крестов с именем покойного. Количество могил, кстати, в зависимости от фантазии авторов растёт от двух до пяти и порой распространяется не только на Новочеркасское кладбище, но и на ближайшие станичные погосты. Всю эту зловещую операцию проводят в два этапа – днём для отвода посторонних глаз и глухой ночью, чтобы скрыть истинную могилу. Но глубинная задача этой суеты – спасти место упокоения атамана от неизбежного поругания приближающимися к городу красногвардейскими отрядами.

Авторы страшилок путают понятия церковная и кладбищенская ограда, доходя в домыслах до того, что в Новочеркасске самоубийц в то время хоронили за кладбищенской оградой. Но, конечно, не знают, что до сего дня на старом городском кладбище сохранилось несколько могил людей, покончивших жизнь самоубийством. Одна могила – Ани Калининой, дочери есаула, застрелившейся в 1909 г., причём оставившей записку со словами «Прошу никого не винить» т.е. не случайно, находится в 50 метрах от церкви, почти прямо напротив её входа! Очевидно, в те времена церковь была милосерднее современных «знатоков» старинных правил.

Причём, как обычно бывает в подобных историях, нет ни одного конкретного факта, подтверждающего эти байки, все доказательства сводятся к упоминаниям семейных преданий, неких, без указания источника, публикаций в эмигрантской казачьей прессе.

И, кстати, всплеск подобных публикаций в интернете начался с 2006 года после того, как было обнародовано одно семейное предание, на содержании которого я сейчас останавливаться не буду, но подробно разберу в материале «Тайны могилы Каледина», который будет опубликован в сетевом издании «Деловой Юг» в день 105-летия похорон. В нём будут рассмотрены и проанализированы все известные версии событий трёх дней января 1918 года, приведены неизвестные ранее рассказы свидетелей, предложены варианты дальнейшего развития событий.

В заключение о хорошем. В 1997 году в Ростове-на-Дону вышла книга известного старочеркасского писателя, публициста-историка М.П.Астапенко «Атаман Каледин». В главе пятой «Выстрел чести» часть текста о похоронах Каледина полностью основана на источниках того времени и действительно отражает истинную картину. И даже неверно указанная дата похорон – 2 февраля (на самом деле 31 января) лишь ошибка в тексте приведённой цитаты. Книга издана солидным для того времени тиражом 5000 экземпляров, находится в библиотеках донских городов и станиц, учебных заведений, кадетских корпусов, в электронном виде представлена в сети интернет. Существуют и доступны другие достоверные работы по этой теме, но их надо выуживать в потоке сотен фейковых историй, появляющихся по запросу «могила Каледина».

Что касается основной новости последних дней – планируемых поисков и последующих раскопок предполагаемого места упокоения Донского атамана. Отрадно, что поисковики региональной организации «Миус-фронт» вернулись к теме, начатой в 2010 году. Тогда возле Димитриевской кладбищенской церкви, как сообщал участник экспедиции, «на глубине двух метров прибор показал нахождение цинкового гроба. Интересно, что гроб был закопан не по православному чину… Цинк лежит в направлении «север-юг». По результатам поисков было предложено произвести раскопки, но руководство города не поддержало эту инициативу. Надеюсь, нынешняя попытка станет более успешной, поскольку поисковики, как сообщается, заручились поддержкой МО России.

В затянувшейся на более столетия трагической истории упокоения славного российского генерала, донского патриота Алексея Максимовича Каледина нужно, наконец, поставить точку.

Евгений Халдаев

От редакции «ДН»: Уважаемый Алексей Максимович, пожалуйста, не читайте, что напишут некоторые потомки через сто лет вперёд в интернете.