20 сентября в Массандровском дворце императора Александра III в республике Крым завершилась работа выставки «Император Александр III и его «храбрые донцы». Этот музейный проект – результат совместной работы Новочеркасского музея истории донского казачества, Ростовского областного музея краеведения и Алупкинского музея-заповедника.
Авторы выставки – историк, заведующая отделом «Атаманский дворец» Новочеркасского музея истории донского казачества Светлана ЧИБИСОВА и художник Александр ГОЛДАБИН проделали большую работу, чтобы представить крымчанам и гостям здравницы страницы истории, хранящиеся в Новочеркасске.
Открывая выставку, директор Государственного автономного учреждения культуры Республики Крым Александр БАЛИНЧЕНКО отметил, что этот интересный музейный проект является важным событием в развитии межрегионального музейного сотрудничества и иллюстрирует богатую историю страны, её знаковые события XIX – XX столетия. А сама идея организации выставки возникла в период посещения Александром БАЛИНЧЕНКО Новочеркасского музея истории донского казачества.
О проекте ДН рассказала его автор – Светлана ЧИБИСОВА.
На выставке были представлены уникальные реликвии: подлинные образцы оружия и казачьей униформы, документы и фотографии, связанные с императором Александром III, его визитами на Дон и политикой в отношении Донского войска из собрания Новочеркасского и Ростовского музеев. При подготовке проекта в основу экспозиции были положены идеи, что донские казаки на протяжении веков верой и правдой служили России и ее государям. Особое отношение царей к донским казакам выражалось во множестве привилегий, закрепленных жалованными царскими грамотами. А особенной любовью на Дону пользовался именно Царь-Миротворец Александр III.
Особо автор проекта отмечает, что на выставке были представлены две ценнейшие исторические реликвии: пожалованный Донскому войску Александром III подлинный мундир его отца, и перчатка генерала-донца А.П. Короченцова, со следами царственной крови императора Александра II, убитого террористами 1 марта 1881 г.
Говоря о градостроительной деятельности Российского государства, Светлана Чибисова отмечает, что любой памятник в России мог быть установлен только после утверждения такового решения императором. После принятия решения объявлялся сбор средств – и далее конкурс на установку конкретного памятника. Так, например, епархия хотела на Соборной площади Новочеркасска построить здание для церковно-приходской школы, но разрешение на постройку не получила. Это еще раз подчеркивает, что градостроительный план всей России утверждался императором и все дореволюционные памятники выполнялись лучшими скульпторами, которые проходили императорский конкурсный отбор. Памятник Ермаку на Соборной площади Новочеркасска прошел такую процедуру, получив утверждение императора.
Вернувшись к эксклюзивному проекту, напомним, что впервые три больших зала Массандровского дворца в рамках проекта, рассказывающих о визитах в Новочеркасск Александра III, завершили работу, экспонаты возвращаются в Новочеркасск.