Сегодня:

30 апреля 2022 года  исполняется 75 лет, как  НЭВЗ  открыл новую страницу своей истории  —  был выпущен первый новочеркасский электровоз!

9 мая 1945 года завершилась Великая Отечественная война.  Предстояло поднимать страну из руин, восстанавливать разрушенное народное хозяйство. А это требовало увеличения пропускной способности железных дорог. Значительно возросли объемы перевозок, но паровозы с этой задачей не справлялись. Необходим был перевод магистралей на электрическую тягу и, следовательно, производство электровозов повышенной мощности.

7 ноября  1945 года   Народным Комиссариатом электрической промышленности принимается решение – строить электровозы в Новочеркасске.  24 ноября 1945 года НПЗ  стал электровозостроительным.

В цехе, название которого звучало еще непривычно – электровозосборочный, появился корпус электровоза ВЛ22М с номером 185, который начали делать в Москве на заводе «Динамо» в самом начале войны. Теперь уже новочеркасские специалисты завершили его сборку. Всё в диковинку – высоковольтное оборудование, множество приборов и аппаратов… И множество технических вопросов, на которые с готовностью отвечали представители московского завода.

Строили новые корпуса, устанавливали новое оборудование, готовили кадры. В 1946 году открылся электромеханический техникум – заводу нужны грамотные рабочие и техники. Со всего Советского Союза в Новочеркасск приезжали специалисты – так создавался костяк славного трудового коллектива НЭВЗа. На заводе работали 2500 человек, каждый четвертый – ударник или стахановец.

Заводчане работали со стахановской самоотдачей, перекрывая производственные нормы, внедряя технические новшества и рационализаторские предложения.  И 30 апреля 1947 года был выпущен первый новочеркасский электровоз.

В апреле 1986 года   ВЛ22м  №185 занял  почетное место на пьедестале перед заводоуправлением в память  о первых электровозостроителей из Новочеркасска.

Анна Семенюк

Фото из фондов Музея истории НЭВЗа