30 апреля 2022 года исполняется 75 лет, как НЭВЗ открыл новую страницу своей истории — был выпущен первый новочеркасский электровоз!
9 мая 1945 года завершилась Великая Отечественная война. Предстояло поднимать страну из руин, восстанавливать разрушенное народное хозяйство. А это требовало увеличения пропускной способности железных дорог. Значительно возросли объемы перевозок, но паровозы с этой задачей не справлялись. Необходим был перевод магистралей на электрическую тягу и, следовательно, производство электровозов повышенной мощности.
7 ноября 1945 года Народным Комиссариатом электрической промышленности принимается решение – строить электровозы в Новочеркасске. 24 ноября 1945 года НПЗ стал электровозостроительным.
В цехе, название которого звучало еще непривычно – электровозосборочный, появился корпус электровоза ВЛ22М с номером 185, который начали делать в Москве на заводе «Динамо» в самом начале войны. Теперь уже новочеркасские специалисты завершили его сборку. Всё в диковинку – высоковольтное оборудование, множество приборов и аппаратов… И множество технических вопросов, на которые с готовностью отвечали представители московского завода.
Строили новые корпуса, устанавливали новое оборудование, готовили кадры. В 1946 году открылся электромеханический техникум – заводу нужны грамотные рабочие и техники. Со всего Советского Союза в Новочеркасск приезжали специалисты – так создавался костяк славного трудового коллектива НЭВЗа. На заводе работали 2500 человек, каждый четвертый – ударник или стахановец.
Заводчане работали со стахановской самоотдачей, перекрывая производственные нормы, внедряя технические новшества и рационализаторские предложения. И 30 апреля 1947 года был выпущен первый новочеркасский электровоз.
В апреле 1986 года ВЛ22м №185 занял почетное место на пьедестале перед заводоуправлением в память о первых электровозостроителей из Новочеркасска.
Анна Семенюк
Фото из фондов Музея истории НЭВЗа