Сегодня:

Итак, донская «Мельпомена» отметила  свой четвертьвековой юбилей! В девятнадцатый раз  она собрала лучшие спектакли премьеры сезона  –  десяти театров Ростовской области. Труппа Донского театра драмы и комедии имени Комиссаржевской завершала традиционный фестиваль-конкурс театрального искусства спектаклем «Последняя жертва» по пьесе Александра Николаевича Островского

Спектакль получил прописку на сцене нашего театра недавно. Новочеркасцы имели возможность познакомиться с новой работой известного режиссёра-постановщика Петра Орлова. Местная публика хорошо приняла его   «Царскую охоту» и «Собачье сердце», которые были удостоены наград российских театральных фестивалей.

Творчество Островского является важнейшим этапом развития русского национального театра. Некоторые критики не без основания сравнивают драматурга как создателя театральной школы и концепции театральной постановки, кто  с Шекспиром, кто с Гольдони, кто ещё с кем-то… Внимание к  его творчеству  не угасает. Пьесы с успехом идут на сценах театров страны всех уровней: от сцен столичных до провинциальных. Привлекателен Островский и для режиссёра Петра Орлова…

Чем мне интересен Орлов как режиссёр? Прежде всего тем, что уважает автора, чьё произведение ставит. Не для него модное понятие «по мотивам», когда постановщики безжалостно кромсают классику, дополняя своими фантазиями,  иногда просто немыслимыми, на выходе напоминающими детскую сказку Валентина  Сутеева «Что это за птица»

Следование традициям классического театра и отличает работы Орлова. Он вырос за кулисами Вахтанговского театра, где служил больше тридцати лет его отец, заслуженный артист России. Пётр Гарриевич  –  приверженец «русского психологического театра». Один из его принципов – не перевирать автора, он и так достаточно хорош. Тексты не интерпретировать, а осмысливать… Раскопать сегодняшний день с его свежим звучанием, приблизив к современному пониманию…

Мы  –  люди визуальной культуры. И каждая сценическая картинка играет свою роль: создает атмосферу спектакля, меняет её,  заставляет зрителя думать, разгадывать метафоры, которых немало в спектакле. Оригинальные решения нашли режиссёр Пётр Орлов и сценограф Светлана Архипова, используя минимум  декораций. В свете прожекторов двигающиеся рамы выхватывают образы, создавая картинки времени. И мы из прошлого совершаем путешествие в день сегодняшний. И, оказывается, сегодняшнее не очень-то и отличается от позавчерашнего!

Деньги обладают особой магией:  вновь правят миром! Появились и новые хозяева жизни, а вместе с ними забытые слова «векселя», «акции», «банкротство». Только в долговую яму, каковой ныне является государственная тюрьма, разного уровня должники вряд ли попадают… Появившиеся бесчисленные «кредиторы» – Салаи Сантанычи рождают свои методы работы: «счётчики», «заказы», «наезды»…

Островский  –  автор порядка шестидесяти произведений. Он очень хорошо знал то, о чём писал. «Последняя жертва», вышедшая из-под пера мастера в 80-х годах ХIХ века, –  суперсовременна! Она о любви, которая не поддаётся расчётам,  и о расчёте, которым правят  только деньги. Увы, победителем выходят чувства не горячие, а хладнокровные. Брачная афера, как вид мошенничества, неистребима! Дульчины (актёр Анатолий Фалынский) вряд ли переведутся, пока есть легковерные бесхитростные женщины… В ситуации Юлии Тугиной (актриса Елена Тоцкая) побывало множество представительниц слабого пола, идущих на поводу своих чувств и обладающих хоть какой-то своей  собственностью или средствами. Разве не современен Островский? Разве вокруг нас исчезли жиголо или любительницы красивой жизни, готовые на всё ради своего благополучия за чужой счёт?

Я видела генеральный прогон спектакля. Но именно в этот раз другими глазами посмотрела на актёров, коим достались не первые партии… Люблю Валентину Ивановну Иванкову не потому, что она заслуженная артистка, а потому что любая её роль, даже самая маленькая,  –  характер! Эпизодически появляющаяся ключница  Михевна  –  яркая и запоминающаяся! На пресс-конференции, которая прошла после генерального прогона, Пётр Гарриевич назвал Валентину Ивановну абсолютно народной артисткой по диапазону таланта: «Всегда живая эмоция! Ничего формального!»

Заслуженная артистка России Людмила Фадеева в роли Глафиры Фирсовны стала для меня открытием! Её роль второго плана вышла на первый. Интриганка из неё получилась знатная! Ещё та проныра! Хочешь обеспечить себе  ежедневное трёхразовое питание — умей вертеться! Она и вертится! Себя не забывает и родственникам помогает… Изобретательная и стремительная, вёрткая  и вездесущая, она в своих руках держит всю ситуацию, сдабривая её где надо дезинформацией, а где и хитроумными ходами…

Очень хорош и Лавр Мироныч Прибытков Олега Хаустова! Русский Монте-Кристо, любитель французских романов, он появляется на сцене не часто. Но как образно и колоритно! Любит жить очень красиво: и прилично выглядеть, и вкусно поесть, и деньгами побазарить… В позах и речах импозантен. Сам ничего путёвого не умеет, все надежды  – только на дядюшку. Разрушитель, от которого одни убытки. Актёр великолепен на сцене  –  играет красочно, искристо! Отрицательный образ Прибыткова у Хаустова получился очень колоритным и таким харизматичным!

Под стать ему и дочь его – Ирина Лавровна, на французский манер – Ирень. Актриса Александра Иванченко живописно, с залихватской весёлостью  рисует  образ порхающего в стихотворных далях мотылька. Пустышка – под стать своему папе, готовая  одарить африканской страстью, но только богатого жениха…

Ещё обязательно следует добавить, что весь спектакль фоном звучит восхитительный романс Владимира Брусса! Это не первое успешное сотрудничество композитора с Новочеркасским театром. Думаю, мы ещё не раз услышим со сцены его чудесные творения.

Донская «Мельпомена» –  конкурс. И компетентному жюри, которое просмотрело все спектакли, предстоит выбрать лучшую режиссёрскую работу, лучшую мужскую и женскую роли, лучшую работу художника-постановщика, лучшего художника по костюмам и так далее. Очень надеюсь, в числе лауреатов будут  и новочеркасские питомцы Мельпомены.

https://delovoy-yug.ru/iz-proshlogo-v-den-segodnyashnij/

Женета Гридасова.

Фото Екатерины Серебряковой.