Ликвидация или реорганизация опекаемых исполнительной властью МУПов – общероссийская тенденция, стимулируемая федеральной властью. Эта задача поставлена на федеральном уровне, в рамках стандарта развития конкуренции
В Ростовской области готовятся к сокращению количества государственных и муниципальных унитарных предприятий. Этого требует соответствующий Федеральный закон № 485-ФЗ от 27 декабря 2019 г. Президент России Владимир Путин подписал закон, ограничивающий деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающий их ликвидацию на конкурентных товарных рынках к 2025 году
По мнению специалистов, ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий должна привести к развитию конкуренции на рынке. Все ГУП и МУП, которые работают на конкурентных рынках, до 2025 года должны быть ликвидированы или реорганизованы в организации других форм собственности.
Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, которые работают в сфере естественных монополий (например, водоснабжение и водоотведение, передача тепловой и электроэнергии), предприятия, работающие в сфере культуры, искусства, сохранения культурных традиций и еще некоторых видах деятельности.
Несмотря на то, что переходный период продлится до 2025 года, однако принять решение о сохранении формы собственности предприятия или о его реорганизации нужно уже сейчас. Предложения от муниципалитетов нужно было представить в ФАС России до 1 сентября 2020 г.
Деятельность Федеральной антимонопольной службы направлена на развитие конкуренции в стране.
Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация МУПов
По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня. Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг. Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.
По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.
Также, по мнению инициаторов реформы, поддержка ГУП и МУП, финансовые вливания, передача государственного имущества, оборудования настолько закрыты и непрозрачны, что тягаться с ними в форме, в которой они функционируют, практически невозможно. Этим предприятиям «продлевают жизнь» через субсидии, увеличение уставного капитала, что в принципе по закону невозможно делать с ООО или акционерными обществами. Необходимо сделать их деятельность прозрачной.
Что касается Новочеркасска, то планы по реорганизации муниципальных предприятий составлены.
На сегодняшний день они таковы:
МУП «Центр технической инвентаризации» г. Новочеркасска — предлагается реорганизация в ООО «ЦТИ». Однако при изменении организационно-правовой формы с унитарного предприятия на хозяйственное общество остается открытым вопрос о правовом статусе и возможности нахождения на хранении архивной документации по городу Новочеркасску. Этот вопрос необходимо решать именно в переходный период.
В настоящее время законодательным органом Российской Федерации рассматриваются проекты законов о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части совершенствования системы государственного учета жилищного фонда и с целью уточнения полномочий Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере осуществления государственного учета жилищного фонда.
МУП «Фиеста». А это, прежде всего, городские парки, их предлагается реорганизовать в муниципальное автономное учреждение. Оргформа выбрана именно МАУ — как предприятия, работающего в сфере культуры.
МУП «Городской электрический транспорт» также реорганизуется в МАУ, имущество предприятия остается муниципальным.
МУП «Архитектурно-планировочное бюро», МУП «Донская столица» будут реорганизованы в хозяйственные общества с организационно-правовой формой ООО. Сроки реорганизации установлены согласно рекомендациям переходного периода.
МУП «Новочеркасские тепловые сети» сохраняют существующую оргформу как теплоснабжающая организация в соответствии с статьей 1 п. 3 № 485-ФЗ.
Безусловно, муниципальные предприятия не должны висеть на шее и без того небогатых бюджетов, будь то регионального или местных. Большинство МУП по большому счету можно и нужно преобразовывать и отдавать в умелые управленческие руки.
Работа по реорганизации МУПов актуальна для муниципалитетов и обсуждается экспертами.
Проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются малые города при обеспечении водоснабжения, обсудили в рамках заседания Коммитета по муниципально-частному партнерству общероссийского конгресса муниципальных образований 18 февраля.
В работе заседания, которое проходило в смешанном формате, приняли участие 317 представителей муниципальных образований России.
«Создание современной, эффективной и качественной инфраструктуры для населения остается одной из важнейших задач, стоящих перед каждым муниципальным образованием в Российской Федерации. При этом несомненным является то, что решение этой задачи возможно только при объединении усилий и возможностей публичных образований и частного бизнеса», — отметил председатель Комитета по МЧП Конгресса ОКМО Алексей КОБИЛЕВ, добавив, что механизмы муниципально-частного партнерства были и остаются одним из основных и наиболее стабильных инструментов для привлечения частных инвестиций в реализацию проектов по обновлению общественно-значимой инфраструктуры».
https://delovoy-yug.ru/praktika-realizaczii-mchp-v-malyh-grodah/
Государство не должно заниматься бизнесом. Другой вопрос, что власти должны создавать благоприятные условия для работы того или иного предприятия. И, что немаловажно, найти безболезненное решение исполнения федерального закона.