Сегодня:

История развивается по спирали. Хотя, некоторые направления жизни города тормозят в развитии: иногда «буксуют», а порой и просто движутся по кругу не меняя уровень развития. К такому явлению можно отнести трудности развития трамвайного движения в Новочеркасске.

Обратимся к истории.

«В 1913 г. Вопрос о городском трамвае остро дебатировался в городской Думе. Было предложение купца Зеленова о строительстве трамвая в городе. Предложение не приняли.» — пишет в изданном им справочнике научный сотрудник музея истории донского казачества И.П. Потапов (Иван Потапов. «Новочеркасск город Платова»)

 

Сегодня, в 2021 году  в городской Думе все так же дебатируют о городском трамвае, все так же отвергая множеством голосов важность этого социального и экологичного транспорта.

 

«В 1915 г. ГородскаяДума снова обсуждала вопрос о трамвая, решила проложить две линии: первая «Вокзал – Крещенский проспект (Красный спуск)- Михайловская улица – Ямской переулок (нынешняя ул.Просвещения от пр.Ермака до ул.Пушкинской) – Николаевский проспект (ныне ул.Просвещения от Пушкинскойдо Б.Хмельницкого) – Михайловская улица  — Соляной переулок(Троицкая) – Трамвайный парк». Вторая линия- «Азовский базар – Платовский проспект – Московскаяулица – Ямской переулок- Песчаная улица (Грекова) до Петроградского спуска (Герцена).

Профессор ДПИ А.А.Сопрцько со студентами проводил нивелировку трассы трамвая.

В связи с первой мировой войной вопрос о трамвае был снят с повестки дня городской Думы»

«В 30-40 г.г. ХХ в. , уже при советской власти, трамвайный путь начали прокладывать, рельсы положили до Советской (Соборной) площади, но начавшаяся Отечественная война 1941- 1945 г.г. помешала дальнейшим работам. Часть рельсов и шпал  была использована при возведении  оборонительных сооружений.

Первая линия трамвая была проложена от ул.Пушкинской до НЭВЗа в 1954 году.»

Итак, строительство городского трамвайного движения,  первоначально, было остановлено решением городской Думы, которая, обдумав предложение таки согласилась с важностью такого городского транспорта.

Затем остановкой в развитии трамвайного движения стала сначала первая мировая война, а затем и вторая, Великая Отечественная Война.

История развивается по спирали, а иногда и движется по кругу, не переходя на новый уровень развития. Важно не опуститься вниз.

Говоря об этапах развития трамвайного движения в Новочеркасске, мы видим, что в двух временных периодах возможность строительства городского трамвайного движения останавливалась Великими Войнами. И, только на периоде рождения – движение трамвая препятствовала городская Дума.

Сегодня в горДуме Новочеркасска, при упоминании о трамвайном движении  хор депутатских голосов декларирует никчемность трамвайного движения и важность перепрофилирования «Горэлектротранспорт» в транспортное предприятие с автобусным парком и….оставленным частично трамвае. Это требует больших финансовых вложений для перепрофилирования предприятия и закрытия пути развития городского трамвая.

Примет ли дума такое решение? Будет ли развиваться в Новочеркасске городской трамвай или ему ограничат развитие – решение ищут депутаты горДумы, как и в 1912-1915 годах прошлого столетия.

 

ДН выражает благодарность компетентным и внимательным сотрудникам краеведческого отдела Центральной библиотеки им.Пушкина  за предоставление для подготовки серии статей необходимой информации