Сегодня:

Задача реформирования сферы обращения с отходами, прежде всего, с твердыми коммунальными отходами, уже долгое время является предметом особого внимания на всех уровнях власти. А корни этого вопроса – в нормативных актах различных министерств и ведомств

 Для решения данной задачи Приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298 утверждена Стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации.

Во исполнение данной Стратегии с 1 января 2016 года внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части распределения компетенции органов власти в сфере обращения с отходами. Результатом стала передача основных полномочий субъектам Российской Федерации. Компетенция муниципальных образований в данной сфере существенным образом уменьшена. Органы местного самоуправления исключаются из организации деятельности по обращению с отходами, при этом допускается их участие в данном процессе.

Реализация новых полномочий по обращению с отходами входит в компетенцию нескольких региональных государственных органов исполнительной власти: министерство ЖКХ области, минприроды Ростовской области, Региональная служба по тарифам.

Одним из полномочий является разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами (далее – территориальная схема обращения с отходами).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» минприроды Ростовской области обеспечена разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами Ростовской области (постановление министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 26.08.2016 № П-34).

В 2019 году Минприроды Ростовской области обеспечено приведение (актуализация) в соответствие с законодательством Российской Федерации территориальной схемы обращения с отходами Ростовской области, в том числе ее электронной модели (постановление Минприроды Ростовской области от 10.12.2019 № П-33 «О внесении изменений в постановление министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 26.08.2016 № П-34», вступило в силу со дня его официального опубликования – 10.12.2019).

Согласно письму публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» от 14.02.2020 № РЭО-03-120/20 электронная модель полностью соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130.

Минприроды Ростовской области обеспечено принятие нормативного правового акта по актуализации (утверждению) территориальной схемы обращения с отходами Ростовской области (постановление минприроды Ростовской области от 15.12.2020 № П-31 «О внесении изменений в постановление министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 26.08.2016 № П-34», вступило в силу со дня его официального опубликования – 15.12.2020).

Территориальная схема обращения с отходами Ростовской области содержит информацию об основных источниках образования отходов, количестве образующихся отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, согласованную схему движения отходов на территории области.

В данной схеме зафиксированы принятые и планируемые решения по развитию в целом системы организации и осуществления деятельности по обращению с отходами. Учтен принцип зонирования территории области, включающий строительство 8 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (Волгодонской, Мясниковский, Красносулинский, Новочеркасский, Морозовский, Сальский, Неклиновский, Миллеровский), в состав которых будет входить современный полигон по захоронению брикетов неутильной части ТКО, мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции, производственные участки по переработке вторичных материальных ресурсов.

В 2016 году принят новый Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления. Для обеспечения его ведения разработана и размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте минприроды Ростовской области (минприродыро.рф) информационная система «Региональный кадастр отходов производства и потребления».

Информационная система позволяет осуществлять сбор от органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей первичных сведений об объектах обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, местах захоронения отходов, подлежащих рекультивации, о транспортируемых отходах, об образовании и движении отходов путем самостоятельного заполнения ими необходимых сведений в электронном виде.

По данным регионального кадастра отходов, которые представлены органами местного самоуправления, на территории Ростовской области на 1 января 2021 года расположено 225 мест захоронения отходов, подлежащих рекультивации. В основном – это свалки твердых коммунальных отходов, которые были созданы и введены в эксплуатацию органами местного самоуправления в период 60 — 80-х годов прошлого столетия.

По информации, представленной индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, на 1 января 2021 года на территории Ростовской области расположено 42 объекта размещения отходов, 57 объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, из них: 23 объекта утилизации отходов, 22 объекта обезвреживания отходов и 12 объектов обработки отходов. Также 144 индивидуальных предпринимателя и юридических лица представили информацию о транспортировании отходов и 4899 хозяйствующих субъектов сведения об образовании и движении отходов.

РАЗДЕЛЯЙ И ЗДРАВСТВУЙ 

Информация о раздельном накоплении твердых коммунальных отходов

Никто не спорит о том, что каждый гражданин имеет право жить в чистом и уютном городе. Все, что человек производит, выращивает, потребляет, в итоге превращается в отходы, которые попадают в окружающую среду, тем самым причиняя ей вред и загрязняя ее.

Для сокращения вредного воздействия на окружающую среду на территории Ростовской области вводится раздельное накопление отходов.

Порядок накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области (утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 21.07.2020 № 663) предусматривает введение на территории области дуальной (двухконтейнерной) системы раздельного накопления ТКО.

Разделение твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области может осуществляться на следующие основные виды:

органические (пищевые) твердые коммунальные отходы (отходы натурального (природного) происхождения, в том числе отдельные фракции твердых коммунальных отходов, подлежащие компостированию, захоронению, такие как пищевые отходы, смёт и иные смешанные отходы);

неорганические (прочие непищевые) твердые коммунальные отходы (отдельные фракции твердых коммунальных отходов, в том числе сухие и незагрязненные бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, и другие отходы, пригодные для повторного применения в хозяйственном обороте).

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации данный способ назван наиболее приемлемым для нашей страны. Также этот способ наиболее актуален для Ростовской области, облегчает процесс накопления отходов для граждан и должен стимулировать их к раздельному накоплению отходом. Кроме того, на строящихся региональными операторами МЭОКах будут установлены сортировочные линии, на которых накопленные отходы будут дополнительно разделятся на полезные фракции.

Внедрение раздельного накопления ТКО возможно при наличии необходимой инфраструктуры (контейнеров) и при условии готовности потребителей разделять отходы.

Органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с ТКО продолжается закупка контейнеров для накопления отходов. Кроме того, в целях форсирования внедрения раздельного накопления отходов, на территории отдельных муниципальных образований области проводятся мероприятия по переоборудованию существующих контейнерных площадок под требования раздельного накопления: изготовлены трафареты с изображениями двух видов отходов, приобретена эмаль, нанесена маркировка на контейнеры.

«В 2021 году указанным способом раздельное накопление организовано в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Азове, Батайске, Новошахтинске, Шахты»,- сообщается на официальном сайте областного правительства.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области организовано проведение просветительских мероприятий на тему экологического воспитания на постоянной основе.

 

Однако, стоит заметить, что просветительские мероприятия на тему экологического воспитания  идут на постоянной основе. Яркие картинки будущей утопической жизни размещены и на сайте регоператора «Экоград-Н». Но дальше просветительства тем тема раздельного сбора мусора не продвигается.

 

«Чистота Донского края в наших с вами руках», заявляет на своем официальном сайте регоператор. Но что делать этими руками? Мы можем сортировать мусор, но подойдя к старенькому контейнеру, снова собрать все в один мусорный пакет и оставить для приложения рук регоператора.

Здесь же декларируется и «поэтапное внедрение раздельного сбора мусора». Но где ознакомиться с этими этапами большого пути? Какие этапы пройдены и какие намечены на ближайшее будущее?

 

Граждане Новочеркасска готовы перейти от слов к делу и внедрять тот самый поэтапный раздельный сбор мусора. Но к делу переходить оказалось трудно.

Так 3 февраля 2020 года регоператору, директору ООО «ЭКОГРАД-Н», был направлен протокол решения общего собрания собственников дома 101 по пр.Баклановскому о согласии на раздельный сбор мусора.

На этом основании должен был быть произведен ряд мероприятий, но от слов к делу переходить не спешат: до настоящего времени на площадке, расположенной на муниципальной территории вблизи этого МКД не только не установлено дополнительных специализированных  контейнеров, но и ликвидирована близлежащая контейнерная площадка гаражного кооператива.

«Фактически, на не оборудованную ни ограждением, ни контейнерами для крупногабаритного мусора, выносят мусор жильцы 4-х подъездного 9-ти этажного дома, 4-х двухсотметровых ряда гаражей, в т.ч. и гаражный кооператив, коттеджи, расположенные по ул.Ященко, владельцы домовладений пер.Прохладный…», — обращаются со своей бедой к главе Администрации города члены ТСЖ, дома 101 по пр.Баклановский.

Обращаются за помощью, т.к. собственником земельного участка под постоянно переполненной контейнерной площадкой является Администрация города.

 

Население

В Новочеркасске постоянно проживает 167689 человек. Интересно, что треть населения составляют дети и учащаяся молодежь, треть – работающие граждане и треть – пенсионеры. Здесь живут люди 88 национальностей, подавляющее большинство жителей – русские. 60 тыс. человек — ветераны войны и труда, около 50 тыс. учащихся, 48 тысяч работающих в сфере производства, торговли  и сервиса.

 

Пока населению Новочеркасска предлагают обучаться раздельному сбору мусора, сортировать его, возможно, и в игровой форме. Вспомните игру в «съедобное-несъедобное», в которую мы играли в детстве. Сегодня, для освоения раздельного сборы ТКО правила игры усложняются. Но это лишь игра, и действий по поэтапному переходу к раздельному сбору мусора не видно.

 

В начале обсуждения мы задали вопрос   РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА: миф или реальность? Вопрос, к сожалению, пока риторический.

https://delovoy-yug.ru/razdelnyj-sbor-musora-mif-ili-realnost/