Сегодня: 19 апреля 4656, Суббота

Проект федерации батута и спортивной акробатики, реализуемый при поддержке Правительства Ростовской области, продолжается. На вопрос «Кто он — наставник в спорте» отвечает российский заслуженный тренер по плаванию Сергей БОРОДИН

Сергей-Бородин

Профессиональный стаж Сергея Николаевича 43 года. О своем отношении к спорту и наставничеству он рассказал корреспонденту ДН.

«Наставниками в спорте были мои родители, в прошлом сами занимавшиеся спортом мама гимнастикой, папа боксом… Именно они и привили мне с детских лет любовь к   спорту.

В детстве у меня было несколько тренеров, поскольку занимался разными видами,  пока   не попал в плавание уже в подростковом возрасте (14-15 лет)…Пришёл в плавание,     можно сказать, случайно, в городе тогда открылся первый плавательный бассейн, что   было диковинкой не только для нашего города, но и для страны…Первым тренером был молодой профессиональный специалист, приехавший на работу из  Ростова-на-Дону, где плавание уже культивировалось много лет, Владимир Владимирович Никитин. На  протяжении 2-х лет я стремительно прогрессировал и был лидером в Новочеркасском плавании, стал первым перворазрядником в городе, затем КМС… В 17лет, учась в 10-м  классе средней школы №1, был замечен как спортсмен и приглашён для дальнейшего спортивного совершенствования и обучения в Смоленский Государственный институт физической культуры, где впоследствии стал МС СССР. Именно здесь я прошёл профессиональную школу жизни и как спортсмен, и как тренер, проработав 4 года со специалистами уровня национальной сборной команды.

Именно там начала формироваться моя философия тренера и которая на сегодняшний день выглядит так:

  • надо получать удовлетворение от работы, которая выполняется;
  • стараюсь учить понимать спортсменов, насколько важна спортивная техника для успешной карьеры, и что работать много и упорно – это нормально, если чего-то хочешь добиться;
  • стремлюсь воспитать самосознание как важную часть спортивной подготовки;
  • считаю, что Личность в спорте может воспитать только Личность.

О профессии тренера

«Профессия тренера, безусловно, сложна. Она стоит на стыке многих профессий:  это и педагогика, и психология, и физиология, анатомия, биохимия,  биомеханика, информатика, аналитика и ещё много других…Это с одной стороны, с другой ответственность за спортсмена, с которым работаешь бывает по 20 лет, как я, например,  проработал с ЗМС А. ФИЛИПЦОМ, становясь для них и мамой, и папой, и подушкой для слёз, порой принимая на себя все их сомнения, неудачи. Это очень тяжело психологически. И третья сторона — это твоя личная жизнь, и всё, что с этим связано:  семья, дети и т.д. Находясь по 20-25 лет в обойме национальной команды, ты всё время на «централизации», т.е. подготовка идёт вне дома. У меня выросли четверо детей, и вот уже 7 внуков подрастают и которых я не видел. Я знаю очень многих успешных тренеров в разных видах спорта, и у многих из них, к сожалению, развалены семьи именно по этой причине…Это цена успешного тренера за успех! Фанатизм? Наверное…но без него нет результата.Человек, который собирается стать тренером, должен всё вышеперечисленное осмысленно понимать и принимать или не принимать.

Но для меня моя профессия – моя жизнь»

 О воспитанниках

Мои воспитанники для меня – это, прежде всего, единомышленники, принимающие мою тренерскую философию.

Самая важная благодарность ученика для меня — это 100% реализация наших совместных планов. Всё остальное, материальное, вторично и, как правило, догоняет успех!

У  меня в моей тренерской философии есть пункт – Личность в спорте может воспитать только Личность! Убеждён, что большого результата нет без спортсмена – Личности.

В любой области жизни успешный человек является примером для окружающих, и в этом смысле мы все наставники для кого-то, при условии, что честно и профессионально делаем свою работу.

Где искать наставника?

Наставник в спорте — это тренер. Тренера ученики ищут в ДЮСШ…Во всех остальных структурах – инструкторы, порой не имеющие  специального образования, а,  значит, необходимых знаний, и имеющие одну цель – извлечение выгоды из клиента… Вот и вся разница: в первом случае вы ученик, во втором клиент.

У нас в стране многие родители путают два вроде бы сходных понятия, а по сути имеющие совершенно разные цели – физкультура и спорт. Физкультура — это только про здоровье. Спорт — это большое здоровье, но через боль, физические, эмоциональные страдания, совершенствуя не только своё тело, но и душу, становясь Личностью,  постигшей не только определённые объёмы работы, но и получившие большой багаж знаний во многих областях жизни. И на это порой уходит значительная часть жизни…Вот родители и должны понимать и принимать осознанное решение относительно своего чада.

Немного о наставничестве. Много приходится бывать за границей и, в частности, в Англии…Так вот, в Англии зародилось понятие наставника в нашем понимании, а там это

Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Tutor в переводе с английского (именно из Англии пришел к нам этот «персонаж») значит – «домашний учитель, опекун». Это же слово, но в качестве глагола, переводится как – «обучать, давать уроки, наставлять». В туманном Альбионе такой наставник прикрепляется к ученику сразу по прибытии в среднюю школу. И «ведет» его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение. Да и там не оставляет: помогает работать над проектами. Например, сейчас в Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором, а остальные 40 — на лекции и семинары.

Тьютор в понимании англичан — наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления и в целом чуть ли не «мама родная». Для школьников и студентов Великобритании такой подход вполне уместен, ведь многие учебные заведения в этой стране работают по принципу пансиона: ребенок живет в «школьном городке», лишь на выходные выбираясь в родительский дом. Поэтому именно с тьютором в течение недели обсуждаются все проблемы: почему не дается тот или иной предмет, как подружиться с одноклассниками, что ответить обидчику, как удачнее развить тему по какому-либо предмету… Применимо ли это понятие в спорте?…Лично я предпочитаю термин тренер, педагог, это как-то более конкретно и наиболее объективно характеризует нашу деятельность..

По волнам памяти

1988 год, Олимпийские игры в Сеуле, где выступал один из моих первых очень успешных спортсменов ростовчанин ЗМС Г. Пригода…Закончился его финал, он с серебряной медалью выходит с награждения и встречается лицом к лицу с великим В.Сальниковым, который в этот момент выходил на свой последний в спортивной карьере олимпийский старт своей четвёртой Олимпиады. Гена пожелал ему успеха…И начался тот исторический заплыв на дистанции 1500 м в/с уже 28-летнего советского спортсмена с молодыми амбициозными американцами, австралами и многими другими звёздами,  предвкушавших победу над легендой мирового плавания…Владимира в команду тогда включили в самый последний момент по решению ЦК партии. В стране никто в него уже не верил, отказался от него его родной тренер И.М. Кошкин, но он продолжал самостоятельную подготовку со своей женой к своей 4-й олимпиаде…И вот этот финал. Володя избрал тактику прохождения дистанции, нестандартную для стайеров, с быстрым началом. К отметке 800 м он выигрывал у своих соперников больше корпуса и чем просто ошарашил, убил психологически своих на тот момент более сильных соперников. Что происходило дальше? Владимир описывал своё состояние как агонию, когда горит всё тело и к рукам привязаны пудовые гири. А в голове только одна мысль – доплыть, но этого не видели соперники, отрыв стремительно сокращался,  когда соперники поняли, что Сальников их просто обманул, переиграл тактически, уже было поздно. И Владимир под овации трибун завоевал своё уже четвёртое олимпийское золото. Дальше случилось то, что я не забуду до конца своей жизни. Мы уже поздно возвращались после его финала в олимпийскую деревню, шли долго, о чём-то разговаривая, и уже где-то в одиннадцатом часу вечера вошли в столовую поужинать. Когда мы переступили порог, все присутствовавшие спортсмены разных видов спорта, из разных стран и континентов на тот момент в огромной столовой, а это порядка 3000 человек, весь персонал, встали из-за столов и полчаса аплодировали Сальникову в знак его спортивного подвиг. Это так эмоционально было, до слёз!

Верь в себя, несмотря ни на что! Сейчас В.В.Сальников Президент Всероссийской федерации плавания.