(продолжение, начало в № 1 (07.05.20г.)-№11(29.07.20г.).
«Сквозь огонь и стужу мы прошли…»
Моя журналистская судьба преподнесла мне много подарков! Счастливым билетом оказалось знакомство с художниками Борисом Александровичем Плевакиным и Владимиром Ивановичем Кулишовым. С Борисом Александровичем – недолгое, всего несколько лет, он рано ушёл… Ко времени знакомства был уже давно членом Союза журналистов СССР, публикующий свои материалы от местных газет до центральных, автором книги «Был и я среди донцов», изданной при поддержке Анатолия Вениаминовича Калинина. Этакий самородок, родившийся в 1944 году, не знавший отца, выросший в детском доме, очень восприимчивый на добро, отрицающий всякую ложь, так и не сумевший себя огранить до конца и не давший это сделать другим…
О появлении его в редакции можно было судить по разноголосому шуму в коридоре. Когда Борис Александрович волновался, голос вибрировал, менял тембр: то звучал высоко, то с хрипотцой, то опускался в низкие тональности… А волновался он в том случае, когда возвращался из очередной творческой поездки с важными известиями – от Шолохова, от Калинина, который его опекал и помогал… – и спешил что-то новенькое поведать коллегам! У него напрочь отсутствовало честолюбие… Другой бы собрал народ в кабинете и стал выступать с воображаемой трибуны, как это делали некоторые, добавляя себе важности разного рода нюансами… А Борис всё время торопился выплеснуть из себя радость первому встреченному в редакционном коридоре коллеге, как ребёнок, который делится новой игрушкой…
Летом 1976-го с Плевакина и Нинель Афанасьевны Павленко, бывшей тогда заведующей отелом культуры горисполкома, фактически началась история мемориального домика художника Ивана Ивановича Крылова. Идея создания родилась после прохождения Борисом с мольбертом по пленэрному маршруту именитого живописца. По возвращении он окунулся в работу с архивными документами, углубился в изучение творчества Ивана Ивановича, донимал вопросами и беседами дочь художника Акулину Ивановну, опрашивал соседей… Результат – очерки «Певец земли Донской» в восьми номерах «Знамени коммуны», в областном «Молоте», в журнале «Дон».
Затем – движения по кабинетам власти для придания домику статуса федерального и включения его в состав Музея истории донского казачества. Пока эпопея с документами «Новочеркасск-Ростов-Москва-Ростов-Новочеркасск» длилась, а длилась она почти три года, власти снесли-таки мастерскую художника, подошла очередь и домика. По словам Нинэль Афанасьевны, главная сложность заключалась в том, что из Крылова трудно было сделать второго «певца Первой конной». Инициативная группа во главе с Плевакиным сопротивлялась, как могла. Павленко держала руку на пульсе, зная о том, что документы с положительным решением вот-вот вернутся из Москвы. Последние три дня, как потом оказалось, вместе с активистами Борис Александрович круглосуточно дежурил у домика. И даже лёг на пути экскаватора, водителю которого дано было задание: снести домик… Вот так далась победа!
С таким же точно энтузиазмом помогал позже Плевакин создавать картинную галерею в хуторе Пухляковском Анатолию Вениаминовичу Калинину. Поскольку по своей горячности Борис так и не завершил учёбу в Грековском училище, по разным вопросам он спрашивал совета у своего коллеги искусствоведа Владимира Ивановича Кулишова. Когда галерея открылась, он ею руководил, подарил свою работу в фонды, сформировал каталог. История родного края имела для него ярко выраженную патриотическую направленность. Он писал о городе, об архитектуре, о художниках, о сохранении целостности казачьей столицы…
Однажды вернувшись из Пухляковской в возвышенных чувствах, которые его всегда переполняли, на вопрос коллег, чего тебя не видно, заметил: «Я как цветок, меня нет и нет, потом взбегаю на взгорок и зацветаю». Плевакина не стало в 1995-м… Цветение было недолгим – всего 51 год – но таким ярким!
Перечислить все регалии Владимира Ивановича Кулишова – задача не из простых… Почётный гражданин города, заслуженный работник культуры России, руководитель городского клуба художников, директор детской художественной школы, член Союза художника СССР, общественный деятель, искусствовед, краевед, журналист, писатель… Таким многогранным был его талант!
Он родился в марте 1942 года на Кубани, за четыре месяца до гибели отца, а с 1970 года связал свою судьбу со столицей донского казачества. И, как мы видим, навсегда. Выпускник Краснодарского художественного училища, позднее и Ленинградского института живописи им. И.Е. Репина, всю жизнь посвятил формированию в человеке чувства прекрасного, воспитанию любви к малой родине и бережному отношению к её истории. Владимир Иванович был из тех щедро одарённых природой людей, которые своей жизнью оказывают влияние на общественное мнение.
Влившись в культурную жизнь Новочеркасска, Кулишов участвует в создании детской художественной школы, становится её преподавателем, а с 1977 по 2003 годы – бессменным руководителем. Его же усилиями учреждению было присвоено имя именитого донского живописца, уроженца Новочеркасска Николая Никаноровича Дубовского.
Осознавая роль патриотического воспитания, он без лишней патетики много сил вкладывал в сохранение исторического и архитектурного наследия Новочеркасска. Его хорошо знали в городе, часто могли остановить на улице и на все задаваемые вопросы получить исчерпывающие ответы. Для него не важны были регалии и звания. Кулишов всецело был увлечён любимым делом. Всё многообразие личности базировалось на том, что он учился всю жизнь сам и учил других своим примером. Неслучайно любил повторять: чем больше знаешь, тем больше можешь!
При самом непосредственном участии Владимира Ивановича были восстановлены монументы выдающимся донским полководцам Матвею Платову и Якову Бакланову – он был заместителем председателя рабочей группы. И спасибо Николаю Николаевичу Чайковскому, бывшему тогда заместителем председателя горисполкома и возглавлявшему эту группу, за то, что не мешал активистам добиться истины, доверял им, всячески поддерживал. Усилиями Кулишова в Новочеркасске появился клуб художников, возродивший городские художественные выставки, как лучшие традиции донской художественной школы конца ХIХ-начала ХХ века, творческая пленэрная группа «Мишкинские бугры».
Уже первой заметкой в местной газете Владимир Иванович заявил о себе как талантливый журналист, стал позднее лауреатом премии имени первого редактора газеты М. Пантюхова, публикуясь затем с не меньшим успехом в журналах «Художник», «Огонёк», в областной прессе. Перу искусствоведа и старшего научного сотрудника Музея истории донского казачества Кулишова принадлежат книги об архитектурных памятниках Дона, о знаменитых донских художниках: «Певцы донского края» (совместно с Б.А. Плевакиным), «В низовьях Дона», «М.Б. Греков», «Н.Н. Дубовской», «И.И. Крылов», статьи в музейных сборниках и энциклопедиях.
Как профессионал и гражданин он постоянно призывал власти бережно относиться к историческим ценностям столицы донского казачества. Последней акцией Владимира Ивановича как члена Всероссийского общества охраны памятников стала остановка в 2009 году так называемой реконструкции исторической площади Ермака. Звание Почётного гражданина было присвоено Кулишову посмертно усилиями двух творческих союзов – художников и журналистов.
Его любили журналисты, чувствуя в нём своего! Обладая энциклопедическими знаниями об истории города и края, он мог в любой ситуации ответить на вопрос, увлекательно вести беседу, написать материал в газету в кратчайшие сроки. В одном из интервью Татьяне Вербицкой на Пятом канале он заметил: «Я живу не по принципу, сколько лет, а по тому, что сделал. Нужно спешить жить!»
Женета Гридасова
Продолжение следует