В опубликованном письме семьи Ларионовых «История памяти» (ДН № 10 от 15.07.20 года) была поднята тема отношения к Великой Отечественной войне и её героям. В частности, речь шла об улице Гвардейской и мемориальной нечитаемой доске в честь 2-й Гвардейской армии, освобождавшей Новочеркасск
Предлагаем нашим читателям мнение краеведа, сотрудника НИМИ ДонГАУ Александра Власова
На карте Новочеркасска улица Гвардейская появилась не просто так. Это дань памяти бойцам 2-й Гвардейской армии, 13 февраля 1943 года освободившим наш родной город от немецко-фашистских захватчиков. Направления советских войск, откуда велось наступление, – юго-восток города, Хотунок, железнодорожный вокзал. И не случайно территориально столь важное для новочеркасцев событие увековечено в названии улицы в микрорайоне Соцгород и в памятной табличке, установленной на фронтоне здания на пересечении улицы Александровской и Красного спуска.
2-я Гвардейская армия прошла славный боевой путь. Значимым событием в её истории была Сталинградская стратегическая наступательная операция (командовал армией в тот период прославленный советский полководец Р.Я. Малиновский), когда 4-я танковая армия фашистов, входившая в группировку войск под командованием фельдмаршала Манштейна, потеряла практически всю технику и более 40 тысяч человек.
После освобождения Новочеркасска армия успешно действовала в рамках Ростовской наступательной операции, освобождала Крым, Белоруссию, Прибалтику, участвовала в боях под Кенигсбергом.
К сожалению, в топонимике Новочеркасска никак не отражено имя генерала Якова Григорьевича Крейзера, командующего, непосредственно руководившего в феврале 1943 года боевыми действиями 2-й Гвардейской армии. Имя генерала Крейзера, довольно весомое в военной историографии, увы, незаслуженно забыто – по политическим или конъюнктурным соображениям…
Яков Григорьевич, проявивший свой полководческий талант в течение всей войны, стал первым офицером-пехотинцем, удостоенным звания Героя Советского Союза уже в июле 1941 года. Командир 1-й Московской мотострелковой дивизии 20-й армии Западного фронта, тогда ещё полковник, был награжден за успешное сдерживание немцев на реке Березина и в боях за Оршу. Вечером 21 июня дивизия вернулась после трудных маневров в Подмосковье, а на следующее утро началась советско-германская война… Комдив Крейзер получил приказ вывести дивизию по маршруту «Москва-Вязьма-Смоленск-Борисов», чтобы остановить наступление гитлеровцев.
И остановил! Он и его дивизия сделали почти невозможное: задержали стремительное продвижение немцев к Москве. Именно тогда дала сбой доктрина молниеносной войны с СССР, на которую так рассчитывал Гитлер. Почти одиннадцать суток шли непрерывные встречные бои! Благодаря безукоризненному профессионализму, Крейзер так построил оборону, что гитлеровское наступление на этом участке фронта захлебнулось, а советские резервные дивизии 20-й армии успели выйти на оборонительные рубежи по Днепру в районе Смоленска. Крейзер действовал хладнокровно и не собирался сдаваться…
Прекрасный тактик, он изматывал силы противника, потерявшего почти половину танков. Против Крейзера действовал командир 18-й немецкой танковой дивизии генерал В. Неринг, который оценил военный талант советского полковника: «Потери снаряжением, оружием и машинами необычайно велики… Это положение нетерпимо, иначе мы «напобеждаемся» до собственной гибели».
С именем Крейзера связаны события по обороне Смоленска, Брянска, Орла, освобождение Воронежа, Сталинграда, Ростова, Крыма, ряда городов Латвии. Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян назвал Крейзера непревзойденным мастером и атак, и оборонительных сражений, настойчивым в достижении цели, умеющим быстро ориентироваться в сложной обстановке.
В эти сложнейшие для страны месяцы в войсках о Крейзере шла слава как о генерале Победы. Ему посвящали стихи, слагали песни. Никакие события не выводили Якова Григорьевича из себя, он не повышал голоса на бойцов, умел убеждать, особенно тепло относился к молодым. Ценил жизни солдат и старался не бросать безрассудно их в пекло, умел брать ответственность за свои действия.
Незадолго до конца 1942 года Крейзера отозвали с фронта и направили на учёбу. Окончив ускоренный курс Военной академии Генштаба, он получил назначение на должность заместителя командующего 57-й армией, а затем командовал 1-й резервной армией, которую сам фактически сформировал, и которая в октябре 1942-го была переименована во 2-ю Гвардейскую.
В августе 1943 года Крейзера назначили командующим 51-й армией. Под его командованием она отличилась на Миус-фронте, который Гитлер считал важнейшим оборонительным рубежом, прикрывавшим южные границы. Противником Крейзера был опытный гитлеровский генерал Холлидит. Его армия была укомплектована отборными частями, лучшей танковой дивизией СС «Мёртвая голова». Всю эту армаду сверху поддерживали 700 самолетов. На одном из участков немцы ходили в атаку двенадцать раз, им удалось смять наши позиции. Продвижение 51-й армии замедлилось. В намеченный день не вышла к реке Крынка – Крейзер не повёл на верную смерть своих бойцов, пока не проработал полностью операцию по прорыву Миус-фронта. И надо было иметь мужество, чтобы отсрочить наступление.
За эти действия маршал С.К. Тимошенко и новый командующий фронтом Ф.И. Толбухин отстранили Крейзера от должности командующего армией. Однако прибывший в войска через несколько дней представитель Ставки Верховного Главнокомандования маршал А.М. Василевский не только вернул Крейзера к руководству армией, но и объявил ему благодарность за прорыв «Миус-фронта». Эта победа имела такое же важное стратегическое значение, как и Курская дуга.
Войска 51-й армии под командованием генерала Крейзера продвигались в южном направлении, приняв самое активное участие в боевых действиях по освобождению Крыма. Когда направлением главного удара был избран Севастополь, в газетах писали, что в начале войны немцы штурмовали Севастополь 250 дней, а армии Крейзера для освобождения понадобилось пять дней.
Боевые заслуги Якова Григорьевича высоко оценивались многими полководцами, а Сталин на приёме, устроенном 24 мая 1945 года в честь командующих фронтами и армиями, даже поднял в честь него отдельный тост…
Возвращаясь к теме исторической памяти, отметим, что улиц, проспектов, площадей, носящих имя Гвардейской, по всей России неисчислимое множество. В честь 2-й Гвардейской названы улицы в городах Евпатории и Симферополе. Везде, где проходила 2-я Гвардейская и 51-я армии, руководимые Я.Г. Крейзером, сохраняется память не только о полках и дивизиях победителей, но и не забыто имя боевого командира. В память о Крейзере названы улицы в Воронеже, Севастополе, Симферополе. Во многих музеях больших городов и малых поселений, оказавшихся на пути его боевых соединений, представлены замечательные экспозиции, рассказывающие о талантливом генерале. Он является почётным гражданином ряда городов, которые освобождал.
К сожалению, в Новочеркасске имя выдающегося полководца, героя, освободителя города никак не увековечено. Думается, такое забвение городу давно необходимо исправить. И повод для этого имеется веский – 75-летие Великой Победы.