Сегодня: 19 апреля 2939, Воскресенье

(начало в № 1 (07.05.20г.)-№9(08.07.20г.).

«Как мы поспевали раньше всех…»

         Филиппович Казимир Иванович, актёр Новочеркасского драматического театра, пользовался особым  авторитетом. Как и все актёры – люди особого дарования – был поднят на пьедестал. Казимир Иванович прошёл войну, защищал Ленинград,  тяжёлое ранение в боях за Ригу привело к инвалидности. После войны окончил театральную студию и служил  в драматических театрах  Саратова,  Ставрополя, Кургана, Уральска, Орла, Северодвинска, Томска, Таганрога… И в каком бы городе ни жил Казимир Иванович, он везде сотрудничал с местной прессой.

Казимир Иванович Филиппович в годы войны

Казимир Иванович Филиппович. 1970-е годы

Поэтому, приехав в Новочеркасск в 1979 году и став актёром драматического театра, как член Союза журналистов СССР, конечно же, оказался и в редакции газеты. Был принят с радостью, много лет являлся нештатным корреспондентом «Знамени коммуны», а затем и её правопреемницы «Донской речи». Тема публикаций в основном была посвящена театру, его жизни, людям, служившим Мельпомене, предстоящим спектаклям.

Казимир Иванович был человеком разносторонних интересов, начитанный, образованный, имел на всё своё мнение. После генеральной репетиции, на которой обязательно присутствовал журналист, в редакции  проходили жаркие дебаты, сторонники разных точек зрения пытались доказать  свою правоту, отстаивали позиции главных героев, режиссёра спектакля. Интеллигентность Филипповича проступала во всём – в поведении, в разговоре, в умении слушать и слышать. Ему всегда удавалось погасить пламя, разожжённое не в меру горячими участниками спора. В душе он был миротворцем. Худощавый, быстрый, с умными, проницательными глазами.

Олег Николаевич Лобов в годы Великой Отечественной войны

         Лобова Олега Николаевича я знала задолго до прихода в «Знамёнку». Мы жили по соседству через несколько  домов. Вместе с папой по линии военкомата они занимались семьями погибших: обследование жилищных условий, приобретение угля на зиму, медицинское обслуживание, путёвки на лечение в санатории. А уже в редакции газеты он открылся мне с другой стороны – как историк,  краевед, коллекционер. Было интересно за ним и другими фронтовиками наблюдать, когда они обсуждали материалы… Во время просмотра лобовской коллекции марок глаза загорались, спорили, как дети… К теме казачества в те годы относились осторожно, Олег Николаевич ничего никому не доказывал, а всегда придерживался своей точки зрения.

Чтобы попасть на фронт, он приписал себе год, изменив 1925-й на 1924-й. И эта путаница вошла в разные издания. Правда, отправили парня поначалу в пехотное училище, и был он в составе курсантов знаменитого парада 7 ноября на Красной площади. А вот уже отсюда – прямиком на защиту подступов к столице. За эти бои и первая награда – медаль «За отвагу». После Сталинграда – ускоренная учёба в Курганском танковом училище.

Олег Николаевич Лобов с преподавателями и кадетами Императора Александра III кадетского корпуса и генералом Лебедем Александром Ивановичем и его супругой Инной Александровной. 1990-е годы

Немало событий свершилось за четыре года войны. Закончил Лобов её в составе 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса в Австрийских Альпах. Боевые награды у ветерана знатные: «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда»,  по две – «За боевые заслуги» и «За отвагу», по два ордена Отечественной войны I степени и II степени, два ордена Красной Звезды…

Уйдя в отставку, получил мирную профессию – история стала его призванием. Преподавал в разных вузах, но выйдя окончательно на пенсию, посвятил себя Новочеркасску, где поселился,  и его истории. Ни одно заседание «Круглого стола краеведов» Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина не обходилось без его участия. Частым гостем он был и в Музее истории донского казачества.

В 1988-1995 гг. – член Рабочей группы при Новочеркасском горисполкоме по воссозданию памятников М.И. Платову и Я.П. Бакланову, член  комиссии по перезахоронению останков донских героев в усыпальнице Вознесенского кафедрального войскового собора (М.И. Платова, В.В. Орлова-Денисова,  И.Е.Ефремова, Я.П.Бакланова и архиепископа Иоанна). В  начале 1990-х гг. вошёл в инициативную группу офицеров запаса, благодаря которым  был возрождён  Императора Александра III кадетский корпус, преподавал в учебном заведении.

Олега Николаевича знали как завзятого коллекционера: собирал марки, монеты, открытки. Хорошо помню, как в 1992 году  он пришёл в  «Пресс-центр» с только что опубликованным сборником открыток начала ХХ века  «Новочеркасск». И это было событие!  Мы держали в руках брошюру как драгоценность! В 2002-м  на основе лобовской коллекции издан комплект открыток «Новочеркасск – столица донских казаков». Ещё через два года – на базе материалов краеведческого отдела библиотеки  он подготовил сборник «Донцы XX века. Офицеры-донцы – георгиевские кавалеры Первой мировой войны 1914-1918 гг.».

Все эти годы Олег Николаевич давал  интервью местным телеканалам – его любили телевизионщики за открытость, за умение лаконично и точно отвечать на вопросы. Писал статьи он  не только для городских газет, но и вёл многолетнюю переписку с редакцией журнала «Станичный вестник», посылая свои материалы в Канаду. Его издавали потомки казаков-эмигрантов. Олег Николаевич не переставал работать до конца своих дней, проявляя интерес ко всему тому, что происходило вокруг.

 (Продолжение следует)

Женета Гридасова