Сегодня:

(продолжение, начало в № 1(07.05.20г.), №2 (20.05.20г.), №4(03.06.20г.), №5(10.06.20г.), №6 (17.06.20г.), №7 (24.06.20г.), № 8 (01.07.20г.).

 «Как пешком шагали, как плечом толкали…»

Военный аэродром на Хотунке появился в Новочеркасске  после Гражданской войны. И вплоть до Отечественной тут дислоцировались разные авиационные подразделения. Виноградов Анатолий Васильевич когда-то взлетал с этого аэродрома. Как оказалось, он хорошо знал моего отца ещё до войны. Их связывал 12-й дальнебомбардировочный авиаполк, образованный в 1938 году. В результате дальнейших пертурбаций, слияний полков и авиабригад  различного действия  весной 1940 года их пути разошлись. Новый 81-й полк передислоцировали в Кутаиси. Вместе  с ним на новое место перебрались  авиаторы и их семьи. Родители покинули Новочеркасск и вернулись в него уже после войны.

коллектива газеты «Вечерний Новочеркасск» С.Д.Синицын (в центре), справа А.С. Юркова.

В городе к военлётам отношение было особое! На них смотрели как на настоящих небожителей: военная форма, выправка, осанка! Мальчишки – с восхищением, женская часть населения – с надеждой! Анатолий Васильевич с другом снимал квартиру на улице Арсенальной, ныне Шумакова. На работу, т.е.  на аэродром,  они ездили на велосипедах! В этой квартире произошло немало интереснейших встреч. В гости к Анатолию Васильевичу приезжал его друг, тоже авиатор, но ещё и писатель Иван Спиридонович Рахилло – автор первого романа о покорителях воздушного пространства «Лётчики». К слову, Иван Спиридонович тоже одно время служил на Хотунке.

А.В. Виноградов

Наше знакомство с Анатолием Васильевичем и началось с разговора об аэродроме. Он поинтересовался, знаю ли я о нём и осталось ли что-то у меня от папы, которого на тот момент уже не было. Ответила, что вещи папины храню. Дело в том, что Виноградов на протяжении нескольких лет занимался созданием музея авиаторов в средней школе №24. Попросил по возможности что-либо передать из личных вещей. Для экспонатов я отдала отцовские лётные краги.

Анатолий Васильевич много писал  о своих сослуживцах  –  лётчиках, техниках – тех, кто прошёл до конца Отечественную, и тех, кто сложил свою голову. Был дотошным и неутомимым в поисках и о каждом маленьком найденном факте докладывал с радостью. Появлялся в редакции всегда подтянутый, отутюженный, в костюме и при галстуке… Правда, опирался  на палочку, так как сильно хромал. Нога не сгибалась –  это было следствие тяжелейшего ранения, когда врачам удалось спасти  жизнь, собрав его по кусочкам… Перед тем, как зайти в секретариат, где находились Иван Яковлевич Кравченко и ведущий тему войны на страницах газеты бывший фронтовик Фёдор Артемьевич Колядин, непременно заглядывал в наш отдел, чтобы поприветствовать… Сын у Анатолия Васильевича был военным, колесил по огромной стране, и после ухода супруги Марии Петровны ветеран переехал в внуку в Шахты.

Что меня удивляло в бывших фронтовиках больше всего? Их позитивность. Безграничная доброта. Открытость. Отсутствие всякого рода снобизма. Хотя для них, прошедших такие испытания, остаться в живых –  уже было большим счастьем. Они жизнерадостно ко всему относились. Не изменяли своим принципам. Имели одну жену, которая их ждала всю войну и верила в победу, с которой разделили и радости, и тяготы многих лет жизни… И когда их половинки уходили в мир иной, они становились похожими на детей, как будто терялись в незнакомой обстановке, не знали, как себя вести в наступившей без поддержки и понимания близких людей ситуации. Словно утрачивали какой-то интерес к тому, что будет дальше. Так было и с Марком Павловичем Куча, и с Василием Андреевичем Кононенко, и с Ильёй Марковичем Зиньковым, и с Анатолием Васильевичем Виноградовым…

 

С.Д. Синицын

Вот и Синицын Семён Данилович, оставшись один, перебрался с другого конца России к родственникам на Дон, чтобы не чувствовать себя одиноким, быть рядом с близкими. В годы войны был разведчиком-автоматчиком. В 1943-м перебросили  на Дальневосточный фронт. Неспокойно было в отношениях с  Японией. Одну из своих наград – орден Славы III степени — получил за бой, в котором уложил 6 японцев. Когда пришёл долгожданный мир, Семён Данилович исполнил давнюю мечту и стал журналистом. Много лет работал корреспондентом ТАСС по Дальнему Востоку. И в Новочеркасске, чтобы не сидеть дома, сотрудничал с городскими изданиями, пошёл работать на ГРЭС и с радостью помогал своим коллегам из газеты «Энергетик», занимался общественной деятельностью.

А поскольку днём печатания газеты  энергетиков в типографии №7 был вторник, Семён Данилович и появлялся в этот день в «Знамёнке». Своим стал сразу же. И главный редактор газеты «Вечерний Новочеркасск» Анатолий Аврумович Ясеник вспоминал Семёна Даниловича как достойного, скромного и талантливого человека: «У молодых корреспондентов он пользовался бесконечным доверием и уважением».

Хотунок с высоты птичьего полёта. На месте бывшего аэродрома вырос новый микрорайон

Позитивнейший человек, с юмором смотрящий на жизнь. Речь его была украшена разного рода присказками, побасенками. Смешные истории, связанные с рыбалкой, а стаж у Синицына был огромный, обожали все. Мог Семён Данилович настроение поднять, когда это надо было! И был он очень хлебосольным, жил в районе  Бирючекутской селекционной станции и наши ребята частенько к нему наведывались рыбку поудить и соловьёв послушать!

Женета Гридасова