(продолжение, начало в № 1 (07.05.20г.), №2 (20.05.20г.), №3(27.05.20г.), № 4 (03.06.20г.),№ 5 (10.06.20г.), № 6 (17.06.20г.)..
«Выпьем за писавших, выпьем за снимавших…»
Давно нет на Московской, 20 редакции, да и самой газеты «Знамя коммуны» давно уже нет. Но осталась память, а в её глубинах люди, с которыми когда-то был не просто знаком, а занимался общим важным делом. Ведь городская газета выходила тиражом без малого в 40 тысяч экземпляров пять раз в неделю! Редакционный портфель наполнял первоклассный коллектив специалистов! Но газета делалась не только штатными сотрудниками, но и нештатными корреспондентами. Все писали по-разному, любили то, о чём писали, раскрывали разные точки зрения и темы…
Именно в редакции газеты Ивана Георгиевича Скоморохова узнала я теперь уже в далёкие 80-е годы ХХ столетия. У ответственного секретаря Ивана Яковлевича Кравченко или редактора Владимира Николаевича Михеева собиралась блестящая плеяда штатных и нештатных сотрудников – бывших фронтовиков, на которых мы смотрели с обожанием и глубокой признательностью за их ратный подвиг. Простые в общении, они были для нас примером. Иван Георгиевич Скоморохов стал «своим» в редакции ещё с 70-х годов – времени работы в ЮжНИИГиМе.
Все военные годы он прошёл с Пятым гвардейским Донским казачьим кавалерийским корпусом… Командир огневого взвода не только храбро воевал, но, можно сказать, вёл дневник. Писал на всём, что попадало в руки, – от клочков газет до амбарной книги – фиксировал события, которые оставили в его душе глубокий след. Никаких далеко идущих планов тогда не имел. Было много информации, захлёстывали эмоции: смерть и героизм шли плечом к плечу. Рядом ежедневно совершались подвиги. Всем этим Иван Георгиевич и удивлялся, и восхищался, и гордился. Однако писать и снимать было нельзя. У молодого командира особисты уже в очередной раз отбирали бумаги. Но он возобновлял свои записи вновь и вновь – внутренняя потребность не отпускала…
Воодушевил Ивана Георгиевича взяться за воспоминания Иван Яковлевич Кравченко. Именно ему Скоморохов рассказал, что всю войну он записывал истории и сделал более двух тысяч (!) снимков. Посоветовал приступить к работе с небольших заметок и фото. Так и началась подготовка будущей книги. В процессе Иван Георгиевич нашёл более трёх с лишним сотен адресов однополчан и завёл с ними переписку. Затем последовало знакомство с писателей Калининым. Оба ветерана имели отношение к 5-му гвардейскому Донскому казачьему кавалерийскому корпусу, оба стали Почётными гражданами Новочеркасска. Анатолий Вениаминович всячески поддержал Ивана Георгиевича, они часто встречались на усадьбе в Пухляковском, организовывали выставки и встречи однополчан в Раздорском этнографическом музее-заповеднике. Калинин написал предисловие к книге, получившей название «На очной ставке с прошлым».
Иван Георгиевич говорил, что задумал написать о войне для своего внука, чтобы тот смог прочитать, когда вырастет, как воевал его дед, дедовы однополчане. Он хотел, чтобы «На очной ставке с прошлым» стала памятью о тех, кто перенёс войну на своих плечах. Книга получилась честная, взволнованная и проникнутая любовью к родной земле. Иван Георгиевич и сам был солнечным человеком! После встречи с ним – в редакции ли, на одном из городских перекрёстков – настроение бежало вверх по шкале позитива!
А вот этого героя мне не довелось увидеть, но познакомила с ним тоже «Знаменка»! И за него сказали слово его работы! Собирая материалы о народном художнике СССР Николае Васильевиче Овечкине в последние два года, я встречала на страницах газеты 50-х годов привлекшие моё внимание фото, подписанные «В.Елагин». Неизвестный коллега показал мне совершенно другой Новочеркасск! Я задумалась, кто же этот человек, если он так видел и с такой любовью снимал?
Виктор Сергеевич Елагин прожил пятьдесят с небольшим лет. Это подсказал найденный мною некролог, опубликованный в июле 1964 года… До войны работал в различных учреждениях Сибири и Кавказа, Поволжья и Дона. Фотоискусство стало главным делом его жизни. После войны член Союза журналистов СССР связал свою жизнь с Новочеркасском. Увы, никого не осталось из коллег в живых, кто бы помнил Виктора Сергеевича. А собранная информация разнится. По одним данным он был фотокором ТАСС, по другим – газеты «Известия» по Ростовской области. Не исключаю вероятность, что он успевал везде! Ещё делал снимки для «Молота», «Комсомольца», заведовал фотолабораториями инженерно-мелиоративного института, затем научно-исследовательского института постоянных магнитов.
Результатом активного сотрудничества с Ростовским фотохудожественным комбинатом стали комплекты чудесных открыток о нашем городе, в этом можно убедиться, взглянув на опубликованные снимки. Да и редкий выпуск «Знамени коммуны» выходил без работ своего нештатного фотокорреспондента. Его произведния были светлые, радостные, полные оптимизма и веры в добро. Виктор Сергеевич Елагин однозначно был поцелован Богом!
(Продолжение следует.)
Женета Гридасова