Вот уже 75 лет День Победы служит крепкой, неразрывной нитью между нами, нынешним поколением, и поколением фронтовиков, тружеников тыла, победителей. Этот день — доказательство того, что сколько бы ни прошло лет, сколько бы слов, полных благодарности и любви, не прозвучало, молодое поколение всегда будет в вечном долгу перед ветеранами.9 мая 45 года свершилось то, к чему стремился наш народ на передовой и в тылу долгих 1418 дней и ночей.
В первые же дни войны сотни работников паровозостроительного завода были призваны в Красную Армию. Из 600 локомотивостроителей, ушедших на фронт, 229 отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Их имена – на памятных плитах у стелы павшим воинам в заводском парке. Многие уходили добровольцами. Они сражались на Миусе и под Сталинградом, на Курской дуге и под Ростовом, освобождали Прагу и Будапешт, брали Берлин… А после демобилизации возвращались в Новочеркасск, честно и добросовестно работали на НЭВЗе.
Все для фронта, все для Победы: «самовары» из Новочеркасска
Осенью 1941 года руководство комитета обороны города Новочеркасска, выяснив у представителей 9-ой, 12-ой и 56-ой армий потребности фронта, приняло решение об организации на базе завода № 352пооизводства миномётов 82-го калибра по образцу трофейного немецкого. Небольшой коллектив предприятия, оставшийся в Новочеркасске после эвакуации основных цехов в глубокий тыл страны, приступил к выполнению важнейшего военного заказа. Оставшиеся в прифронтовой зоне инженеры, токари, слесари завода им.С.М.Будённого собрали несколько станков, забракованных при эвакуации. Не имеющие собственных двигателей, они приводились в движение одним двигателем на весь цех. На заводском дворе нашли полтора десятка труб, покрытых ледяной коркой, которые решили использовать для изготовления так называемых «трубных» миномётов. Конструкция их была не сложной, но даже небольшой дефект при производстве мог привести к заклиниванию мины в стволе и её разрыву на своих позициях.
Чтобы выполнить заказ, заводчане работали круглые сутки, не смыкая глаз, не покладая рук. 12 ноября был изготовлен первый «самовар» (так называли миномёты в целях конспирации), испытания которого дали отличные результаты.
По ночам директор предприятия, секретарь партийного комитета и главный инженер завода шли в сборочный цех – посмотреть, сколько миномётов будет готово к утру. На рассвете начальник технического отдела привычным движением руки тянулся к телефонной трубке, звонил начальнику цеха и они долго и кропотливо разбирали мельчайшие детали технологического процесса нового производства. Едва передохнув, снова спешили в цеха ветераны завода и их ученики.
Утром на доске показателей, рядом с фамилиями рабочих, редко можно было увидеть цифру, меньшую 150 %. Сто пятьдесят, сто восемьдесят, двести, триста – вот таким был обычный процент выполнения норм.
Уже к концу 1941 года на линии сборки один за другим выстроились окрашенные новые миномёты. После прохождения детальной поверки на их зелёных стволах появлялись очередные порядковые номера. Здесь на линии сборки продолжалась линия фронта…
К чести генерального конструктора начальника технического отдела Демьяна Саввина, который сам был миномётчиком-испытателем «самоваров», миномёты с заводским клеймом «352» считались лучшими на фронте. С ноября 1941 по июль 1942 года завод поставил фронту более 2 тысяч «самоваров».