Сегодня: 18 апреля 9529, Четверг

Государство является крупнейшим заказчиком таких услуг, как образование, здравоохранение, социальная защита и ряд других. И от того, какая управленческая модель будет выбрана, как эта система будет управляться, каковы будут сами управленцы, зависит очень многое

У нас накоплен богатый опыт, начиная от детальной регламентации действий каждого чиновника, каждого учреждения, до полной самостоятельности этих учреждений. Такая практика существует не только в России, но и во всех развитых странах, когда этот вектор колеблется от полной зашоренности, от полной регламентации до полной свободы.

На самом деле, это не самое главное направление и не самый главный выбор. Потому что при любом выборе система может оказаться неэффективной. Главный выбор и главная задача управления социальной политикой направлены на то, чтобы решающим звеном в ней был не директор, не чиновник, а человек, которому оказываются данные услуги. В ином случае все это превращается в бюрократическую систему, которая не замечает человека, которая существует вне зависимости от него, параллельно ему. Казалось бы, это достаточно простая истина, она очень сложно ложится в управленческие схемы. Потому что она, с точки зрения бюрократии, невыгодна никому, за исключением одного — самого потребителя, человека.

Кроме этого, социальная политика имеет ярко выраженный моральный аспект, гуманитарный аспект и, конечно, должна обеспечивать оказание помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, кто не может о себе позаботиться по той или иной причине. И здесь для государства также важно определить адресность такой помощи, чтобы она доходила именно до таких людей.

К сожалению, если проанализировать ту колоссальную социальную помощь, которую несет сегодня государство, бoльшая часть этой помощи, как это ни странно, достается тем, кому она не предназначена. Выстроенность системы в основном достигает своих адресатов по формальному признаку: либо ты ветеран, либо ты молодой, либо ты пожилой, а не по тому принципу, что ты бедный.

Эта система направлена на адресность человека, она развивается, и это, собственно, главное направление в этой сфере. И, конечно, мы не должны забывать, что социальная среда, несмотря на всю ее забюрокраченность, должна быть и конкурентной. Конкуренция должна существовать как между системами государственных учреждений, так и частными компаниями, частными организациями, которые работают в данной сфере. И это сегодня один из главных вызовов и главных проблем в действующей российской социальной системе.

К сожалению, до конкурентной среды нам еще далеко, но это тот вектор, по которому мы должны работать. И, конечно, мы должны быть всегда честными перед людьми, открытыми в проведении нашей государственной социальной политики. Мы никого не должны обманывать. Ничто в государстве, никакие услуги никогда не даются бесплатно. Так называемые бесплатные услуги — это услуги, которые производятся государством за счет изъятых ресурсов у конкретных людей, у конкретных предприятий, у конкретной экономики. Они перенаправляются государством на услуги человеку. И поэтому ответственность государства — оказывать эти услуги максимально эффективно, советоваться с обществом, как это сделать, в каких пропорциях, в каких направлениях. И от того, насколько честен будет этот диалог, насколько он будет профессиональным, во многом зависит развитие социальной политики.

Социальная политика — это, безусловно, фактор стабильности. Но еще более важно, что это должно быть фактором развития государства, развития общества.