Состоялись парламентские слушания на тему «Законопроект о государственном и муниципальном контроле как правовая основа формирования нового облика системы государственного и муниципального контроля». В слушаниях приняли участие заместитель губернатора Ростовской области Юрий Молодченко, президент Торгово-промышленной палаты Новочеркасска Марина Носкова, представитель депутатского корпуса города Новочеркасска Андрей Карабедов
Корреспондент ДН взял комментарии у депутата ГД РФ Алексея Кобилева, выступающего на парламентских слушаниях
В своем выступлении Алексей Кобилев отметил: «Разработчиками законопроекта проведена действительно большая работа. Сфера, регулируемая законопроектом — сложная и требуется всестороннего учета интересов, как гражданского общества, так и государства.
С моей точки зрения безусловными плюсами законопроекта являются:
- предложение законодательного закрепления закрытого перечня видов контроля (надзора);
- детальная регламентация различных форм и мероприятий осуществления контрольно-надзорной деятельности.
- Регламентирована система управления рисками при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
При рассмотрении законопроекта невольно напрашивается его сравнение с действующим Законом № 294-ФЗ. Очень важно не допустить не только снижения уровня защиты прав и законных интересов подконтрольных субъектов, но и снижения общего качества регулирования такой сложной сферы, как государственный контроль (надзор).
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.
Законопроект получился более рамочный, и, соответственно, менее определенный, чем действующий Закон.
В частности, в законопроекте содержится большое количество отсылок к отраслевому законодательству.
С моей точки зрения, рамочный характер законопроекта не должен вызывать вопросов, но на практике, очевидно, станет тяжелее работать с таким законом. В частности, малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям, которые вынуждены будут самостоятельно разбираться в хитросплетениях нового законодательства о государственном контроле.
Эта проблема осложняется еще и тем, что объем законопроекта гораздо больше, чем объем действующего Закона № 294-ФЗ, а структура сложнее.
Не вдаваясь в детали самого текста законопроекта, хотелось бы кратко остановиться на некоторых проблемах концептуального характера.
Напомню, что в рамках приоритетного проекта «Реформа контроля и надзора» в настоящее время формируется новый подход к системе государственного контроля (надзора), который заключается в ориентации контрольно-надзорных органов на предупреждение и профилактику нарушений, но не на репрессивные меры.
В связи с этим ожидалось, что законопроект будет больше ориентирован на перспективу, что в законопроекте найдет отражение приоритет профилактики перед репрессивными контрольными мерами,
Однако в законе два понятия предупреждение и профилактика объединены. В статье 50 раскрыты мероприятия в рамках профилактики, а о том, что понимается под предупреждением в законопроекте ничего не сказано
Большинство институтов, предусмотренных законопроектом, уже введены действующим Законом № 294-ФЗ. Это касается, прежде всего:
— применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), (а именно, в 294-ФЗ это ст. 8.1 она так и называется Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)),
— мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными лицами,
— единого реестра проверок,
— контрольной закупки,
— проверочных листов и т.д.
В связи с этим вопрос к разработчикам. Не случится ли так, что в законопроект после его принятия потребуется внесение новых комплексных изменений, связанных с необходимостью развития системы государственного контроля?
Не совсем понятно теперь, как быть с мораторием на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства. Как этот вопрос решает новый закон, не ухудшится ли ситуация в связи с отменой моратория? Ведь в 294-ФЗ эти ограничения были, что в значительной степени помогало нормализовать сферу проверок бизнеса.
Не совсем ясно, как раскрываются критерии оценки рисков в новом законопроекте. Ведь норма уже действует и вынесена на подзаконный уровень.
В новом законопроекте нет четких показателей оценки эффективности и обоснованности государственного контроля (надзора). Как оценить обоснованность расходования бюджетных средств на эти цели?
Еще остается один из важных вопросов без внимания, который на сегодняшний день стоит достаточно остро: Как быть с недобросовестным бизнесом, который использует законодательные гарантии для достижения своих целей в ущерб интересам добросовестного бизнеса? Должны ли применяться к нему какие-то особенные меры воздействия в рамках госконтроля?
По мнению парламентария, несмотря на все достоинства и недостатки законопроекта, которые здесь обсуждались, можно сказать, что работа проведена действительно большая. И сегодняшние парламентские слушания с приглашением всех заинтересованных сторон — и представителей исполнительной власти, и представителей законодательной власти, и представителей бизнес-сообщества — этому подтверждение. Сфера, регулируемая законопроектом, очень сложная, она действительно требует всестороннего учета интересов, как государства, так и гражданского общества. И мы готовы в Государственной Думе, на нашей площадке работать со всеми заинтересованными сторонами по устранению и учету недостатков, дополнению и улучшению законопроекта. Наша площадка всегда открыта для общественного мнения.