Сегодня:

Уже стало традицией — театральный сезон Новочеркасского драматического театра закрывается премьерой. На сей раз это французская комедия по пьесе Клода Манье «Блэз». На сцене Новочеркасского драматического театра пьеса получила очередное воплощение под названием «Париж создан для любви». Поставил спектакль приглашённый режиссёр. Об этом и не только рассказали журналистам на пресс-конференции, прошедшей в день сдачи спектакля.

Прибалтийский казак Юрий Попов

Юрий Попов воспринял приглашение ставить спектакль в нашем театре с большим энтузиазмом. Это оказалось просто подарком судьбы уроженцу Ростова-на-Дону, которого творческая судьба забросила в далёкую (теперь уже во всех смыслах) Литву. Юрий Борисович – удачливый режиссёр. Судьба сложилась, в профессии – в том числе. Помимо многолетней работы в Русском драматическом театре Литвы, он много ездит, как режиссер приглашённый. В общей сложности на его счету уже более 100 спектаклей в России и за рубежом. Приехать на целый месяц на родину, повидать родных и многочисленных друзей ему помогло приглашение поставить на сцене нашего театра «Блэз». С Новочеркасском режиссёра связывают давние детские воспоминания – здесь жил его дед (дом и поныне стоит на улице Бакунина), здесь, в мае 1945 года его родители шли по улице Московской мимо ЗАГСа, в который зашли и на радостях прямо в  день окончания войны расписались — начался отсчёт их семейной истории. В таком ностальгическом настроении прибыл прибалтийский, но всё-таки, казак, в наш славный город и приступил к работе над французской комедией о любви.

Роды, или зачатие?..

 

В социальной сети Юрий Попов разместил фотографию – фрагмент какого-то спектакля, в котором весьма экстравагантно и талантливо с режиссёрской точки зрения изображён момент родов, как образ, как энергетика явления. написал, что трудно ставить французскую комедию. Первый вопрос поэтому и был… о трудностях: неужели настолько трудно?

— Я, скорее, сравнил это с зачатием (ну… режиссёр – художник, он так видит. Прим. автра). Любовь вообще явление сложное, она не может взять и появиться. Она должна пройти свои естественные стадии – от знакомства до первых прикосновений, признаний, и так далее к своему логическому завершению. Спектакль о любви – тоже должен пойти все эти стадии, прежде чем зритель, наконец, увидит его законченным и состоявшимся. И, кроме того, временные рамки ведь тоже – фактор, приносящий свои сложности. С новым для меня коллективом я работал месяц. За это время я мог быть лишь автором мизансцен, но не педагогом. Отсюда и комментарий про сложности.

 

Поддержал разговор и главный режиссёр театра Ашот Восканян:

— Любой спектакль – это роды. Спектакли – наши дети. Они живые, мы их ждём, вынашиваем, они рождаются, часто в муках, но мы их любим и растим как детей. Они проживают свой век, постепенно угасают и, как нам ни больно, уходят.

Тему уходящих спектаклей всегда была, насколько сложной, настолько и волнительной, и она заслуживает отдельного разговора, а пока…

«Мадам, немедленно оденьтесь» и заглянем в будущее

 

Премьера французской комедии триумфально завершила парад премьер, которым по традиции было ознаменовано закрытие 192-го театрального сезона. Пока верстался номер, два премьерных дня – суббота и воскресенье – публика лицезрела новое детище нашего театра. В день торжественного закрытия театрального сезона Новочеркасский театр драмы и комедии встречал гостей красной ковровой дорожкой (да что нам те Канны!), на которую они ступали, как звёзды, и, буквально с порога окунались в незабываемую атмосферу праздника, который продолжился и в фойе театра и, конечно, в зрительном зале. Публика окунулась в атмосферу французских страстей, курьёзных ситуаций, где фразочка «Мадам, немедленно оденьтесь» была ещё не самой пикантной. Немного терпения, уважаемый Читатель, подробно об этом мы расскажем уже в следующем номере газеты, а пока приоткроем тайну, чем же будет наполнен будущий театральный сезон. Об этом рассказывал на пресс-конференции Ашот Восканян:

— Мы начали репетиции спектакля по пьесе Чехова «Вишнёвый сад». Это давняя задумка, и мы к ней приступили. Меня очень радует, в какой атмосфере уже идут репетиции. Работается с удовольствием. Следующий спектакль, который мы планируем – «Я пришёл дать вам волю» Шукшина. Казачья тематика в казачьем театре должна продолжаться. Но и «Бабий бунт» продолжает оставаться в репертуаре театра. Кроме того, в этом году кабаре «Арлекин» будет праздновать свой 25-летний юбилей, и новогодняя программа будет обязательно с этим связана, но тему мы пока открывать не будем.

В разговор вступает директор театра Полина Конышева.

— А для наших маленьких зрителей мы в следующем театральном сезоне подготовим настоящую новогоднюю сказку. Последние сезоны в Новый год это были сказки, которые продолжают оставаться в репертуаре театра и дальше, а не только в зимние праздники. Репертуар пополнили  и «Щелкунчик», и «Золушка», и «Бременские музыканты». И теперь мы уже можем позволить себе поставить спектакль, который будет абсолютно и только новогодним.

Мы с моей коллегой, членом Союза журналистов РФ и давним другом театра Татьяной Вербицкой слушали обо всех планах на новый театральный сезон с большим вдохновением. Сошлись во мнении: скорей бы! Вот так всегда – ещё не стихнет эхо аплодисментов уходящего сезона, как мы уже скучаем и считаем дни до начала нового. Мы – это не только журналисты. Это многочисленные друзья театра и почитатели таланта любимых актёров. И с каждым театральным сезоном нас становится всё больше. Похоже, театр становится для народа… важнейшим из искусств.

Научиться летать

«Отчего люди не летают так, как птицы»… Этим вопросом задавались и до и после чеховской героини многие и многие. Что такого заманчивого и желанного в птичьем полёте? Почему именно этот образ связывают авторы с воплощением своих нравственных ценностей, желаний и стремлений в самых разных произведениях?.. Повесть Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — ярчайшее тому подтверждение. Чтиво, скажу я вам, сильнейшее и столь же непростое во всех смыслах. Читать повесть можно сотни раз, и каждый будет открываться что-то новое, важное. Сделать из этого произведения драматическую основу для воплощения на сцене крайне трудно. Да и жанр, прямо скажем, не кассовый. Наверное поэтому «Чайку» очень мало кто ставил. А воспитанники старшей группы театральной студии нашего театра это сделали! Вместе со своим педагогом и руководителем студии Ольгой Ситниковой ребята проделали колоссальную работу. Спектакль получился многотекстовый, полный острых психологических и нравственных моментов. На сцене дети, всего лишь подростки, не играли, нет – проживали сложнейшие обстоятельства человеческого бытия. Каково это – быть «белой вороной», быть вечно обсмеянным и изгнанным? Каково это — познать истинные  ценности и быть готовым отдать за них жизнь. И, наконец, каково это – почувствовать себя в шкуре тех, кто уничтожает словами и физически не таких как мы? Очень непросто примерить на себя эти образы даже мысленно. Прожить это в роли – много трудней. И ответственней. Как-то забылось, что это экзамен, неважным было, что не все ребята в достаточной степени поработали над сценической речью – не то это всё. Ценно, что они получили более важный урок, чем все вместе взятые уроки по актёрскому мастерству. Работая над ролями, они познавали, насколько важно в нашей жизни иметь чистые мечты и идти к ним не смотря ни на что, как важна нам поддержка близких, и как ужасна участь толпы, цель бытия которой – лишь добыча пищи. С этой сложной задачей ребята и их педагог справились, на наш зрительский взгляд, блестяще. А искать огрехи (всё-таки экзамен!) – дело педагогов. Отмечу лишь, что обратили на себя несколько студийцев, чей потенциал заслуживает того, чтоб его развивать. И, если кто-то из ребят всерьёз задумывается об актёрской профессии, имеет смысл отдельно заняться сценической речью.

А на следующий день экзамен по актёрскому мастерству сдавали младшие студийцы. Их педагог – Виктория Шатохина выбрала для отчётного показа совершенно детективную, остросюжетную историю из жизни младших школьников. «Прелестный пансион» называется спектакль, в котором юные (заметьте, уже не маленькие!) актёры показали зрителям что значит настоящий бунт отличниц, как виртуозно «достать» надоевших учителей и, в конце концов, сбежать из школы! Не пугайтесь. История весьма весёлая, даже поучительная и с хорошим концом, как и полагается в детских историях. Даже пирожными покидались! Должна сказать, что младшие студийцы достойны восхищения не меньше старших. Огромное количество сложных реплик, мизансцены динамично меняются одна за другой, действо довольно длительное – задачка не из лёгких. Без единого сбоя, динамично, артистично, свободно и «вкусно» детвора выдала на гора всё, чему научилась за этот год. Ну, почти всё. Им, как и страшим ещё предстояли экзамены по вокалу и сценическому движению, а пока они принимали свои заслуженные аплодисменты. И, знаете, в чём-то они даже превзошли старших студийцев. Не было ни одной реплики, которую бы не расслышали в зале, дикция практически у всех деток очень хорошая, а ведь этому учат в вузах и училищах. Думаю, что после такого триумфа ребята, и старшие, и младшие надолго сохранят в себе это чувство полёта – к мечте, добру, вечному и так необходимому нам всем искусству театра. А вот за это – низкий поклон всем актёрам театра, которые занимаются с ребятами, учат их не только азам профессии, но и, в прямом смысле, разумному, доброму, вечному.

Ирина Гаврилова