Великая Отечественная война окончилась 70 лет назад. Но каждый раз при обращении к ее истории мы видим события в новом свете. И чем они дальше от нас, тем яснее осознаешь место и значимость каждого дня, часа, минуты, каждого человеческого поступка в приближении Победы.
…В предвоенные годы Новочеркасский индустриальный институт имени С. Орджоникидзе (так тогда назывался ЮРГПУ (НПИ)) был одним из крупнейших на юге страны. Здесь готовили высококвалифицированные кадры для бурно развивающейся промышленности. Трудовые победы на производстве, подвиги героев авиации, покорение Северного полюса вызывали небывалый подъем в стремительной жизни всего государства. И жизнь эта была мирной. Но каждый гражданин понимал, чувствовал, что этих мирных дней становится все меньше. И тем сильнее осознавалась ответственность каждого за судьбу страны.
1941 год вуз встретил новыми победами в науке и новыми планами на будущее. Но история пересмотрела эти планы. Жизнь вуза продолжилась в условиях военного времени: студенты возводили оборонные сооружения, оборудовали бомбоубежища. Была перестроена вся научная и учебная работа. Институт продолжил вести крупные народнохозяйственные разработки, которые оставались актуальными и в военное время, но наряду с ними решались в срочном порядке и новые проблемы.
В первые же дни войны на фронт ушли более 1500 студентов, около 200 преподавателей. Около 150 студентов вступили в отряд для выполнения специального задания (истребительный отряд), руководил которым преподаватель кафедры архитектуры И.Ф. Руденко, комиссаром стал преподаватель НИИ И.Я. Быков, которого сменил позже И.П. Боляев. Председателем городского комитета обороны стал доцент А.Г. Кобилев. Все военные годы ректором института был К.А. Шильников.
Сначала вуз был эвакуирован в г. Мергелан Узбекской ССР, а в июле 1942 года эвакуация продолжилась в город Томск. Эта эвакуация проводилась в очень сложной и тяжелой обстановке: без необходимых транспортных средств огромное количество ценнейшего оборудования полностью вывезти не удалось. Сложное и очень тяжелое оборудование пряталось в специально созданных тайниках. Часть оборудования маскировалась под мусором и была спрятана на территории вуза. Ценные издания из библиотеки и документы перенесли на чердаки и в подвалы и завалили связками макулатуры.
С самых первых военных дней вуз оперативно перестроил свою работу. Так, изысканиями прочной и легкой искусственной древесины для авиапромышленности занималась кафедра сопротивления материалов под руководством А.П. Коробова и Л.Н. Воробьева. На кафедре электрических станций, сетей и систем под руководством А.Д. Дроздова разрабатывалась теория дифференциальных защит, было организовано производство оптических прицелов для минометов. Коллектив под руководством Б.Н. Авилова-Карнаухова работал над проблемами промышленной энергетики. Большую работу по решению задачи утилизации железной и чугунной стружки вели сотрудники кафедры технологии металловедения во главе с И.Н. Гончаровым и Е.В. Ильиной.
Д.Е. Михайлов и В.Е. Маслов изобрели экспресс-метод быстрого обнаружения мест повреждения свинцовой оболочки воздушных телефонных кабелей, а сотрудники кафедры физики организовали ремонт радиоприборов и электрооборудования для физиотерапевтических и хирургических кабинетов госпиталей.
Заведующий кафедрой горных машин и рудничного транспорта В.Г. Михайлов с сотрудниками и аспирантами разрабатывал рациональные способы разрушения горных пород, новые конструкции горных машин и горных инструментов, организовал в Закавказье выжиг кокса простым способом для металлургической промышленности. П.А. Махин участвовал в работах по увеличению добычи вольфрама на Алтае. А.М. Карпов принимал участие в строительстве оборонных сооружений на Кавказе. По геологии Кавказа и Донбасса работали А.А. Медведюк, Г.М. Ефремов, Н.Я. Денисов, А.Г. Кобилев, И.Д. Стороженко. Г.И. Попов работал в военно-геологическом отряде, участвовал в строительстве Сивашского большого военного моста, в организации водоснабжения железнодорожных станций Северной Кавказской железной дороги. Коллектив кафедры исторической геологии занимался проблемами поиска и разработки сырьевой базы для промышленности и снабжением госпиталей минеральной водой. Коллектив кафедры геодезии вместе с С.И. Соломаткиным организовал при штабе оборонных работ города Новочеркасска геодезическую партию и принимал участие в строительстве моста через реку Тузлов. Под руководством заведующего кафедрой маркшейдерского дела А.Я. Берловича проводились исследования по совершенствованию способов и техники маркшейдерских съемок и разработке методов геологических исследований.
Огромный вклад в дело Победы внесли сотрудники химико-технологического факультета. Д.П. Семченко, А.В. Рытченко, А.В. Быкова, Н.Ф. Раменский изобрели вариант запалозажигательной противотанковой бутылки, испытания которой проводились тут же, на вузовском стадионе. А.Г. Разумников организовал производство сухих батарей для войск связи, производство гальванических приборов для ВМФ и хромирование авточастей для военных мастерских. А.В. Рытченко разработал метод серебрения и активации песка для приготовления «серебряной воды», изобрел «серебряный препарат» для заживления ран. Г.Я. Тарасов руководил научной лабораторией, которая занималась технологией изготовления безлитиевых флюсов для сварки алюминия. Коллектив кафедры технологии неорганических веществ оказывал разнообразную помощь городским и областным организациям и предприятиям в производстве химических анализов и консультировал их по различным технологическим вопросам.
Заведующий кафедрой тепловых силовых установок В.И. Шейнин, находясь в эвакуации в Узбекистане, проектировал оборонные ТЭЦ.
Ни одна из кафедр не стояла в стороне. И, невзирая на тяжелые условия военного времени, на две эвакуации, ученые вуза внесли огромный вклад и в развитие оборонной промышленности и в развитие науки, приблизив тем самым нашу Победу.
И вот Новочеркасск освобожден! На второй день после освобождения в институт прибыла небольшая группа преподавателей и служащих, которая сразу же приступила к восстановительным работам.
Более шести месяцев город находился в оккупированной зоне, но какими страшными оказались разрушения! Институт был неузнаваем: в нем нагло «похозяйничали» гитлеровцы. Особенно неприглядный вид имела аэродинамическая лаборатория, главный и химический корпуса. Рухнули стены, полы разворочены, потолки обвалились, местами был сильно поврежден фундамент и более 90% выбитых оконных стекол и рам. На стенах главного, энергетического, горного корпусов виднелись пробоины: следы ударов авиабомб и снарядов. Аудитории и лаборатории, библиотека разгромлены и разграблены. Все ценное оборудование, которое не удалось эвакуировать, было вывезено немцами в Германию, остальное – намеренно приведено в негодность.
Группа во главе с заведующим кафедрой физики Л.А. Романовским и несколькими сотрудниками начала собирать спрятанные в тайниках ценности. Транспорта не было и все переносили на руках. Институт стал работать в три смены, то есть, круглосуточно. Вскоре стали прибывать из эвакуации студенты и преподаватели: В.Г. Бадзян, А.Г. Белкин, А.А. Комаровский, Б.Н. Авилов-Карнаухов, А.Д. Дроздов, В.Г. Михайлов, П.А. Махин, Г.В. Малашенко, К.Я. Шапошников, В.Е. Сеньшин, К.Е. Дементьев и другие.
Заместителем директора по научной и учебной работе был назначен А.Г. Белкин.
Деканами факультетов были: горного – В.Г. Михайлов, химического – А.А. Комаровский, энергетического – Б.Н. Авилов-Карнаухов, строительного – К.Е. Дементьев. Как и в эвакуации, должность директора института занимал К.А. Шильников. Главнейшей задачей в это время являлось – возродить институт и начать учебный процесс. Небольшому коллективу это удалось.
Закипела работа. Ежедневно и без выходных. Разбитые проемы окон пришлось забивать досками и закладывать кирпичом: стекол не было. Отопление было разморожено и разбито. Поэтому решено было сделать рабочими только часть аудиторий. Начали восстанавливать оборудование. И здесь проявили свой профессионализм учебные мастера под руководством П.Г. Васечко: сколько было радости, когда их золотые руки запускали очередной станок! А сколько труда вложили 15 сотрудников библиотеки и ее заведующая Н.Т. Матуленок: в 1943-1944 учебных годах библиотека уже обеспечила учебный процесс. К началу учебного года восстановила работу кафедра военного дела, возглавляемая Героем Советского Союза полковником Н.Д. Мизерным.
В сентябре 1943 года в институте уже занимались 550 студентов. Настоящим испытанием для них и для преподавателей явилась зима 1943-1944гг.: температура в учебных корпусах и аудиториях была такой низкой, что замерзали чернила и реактивы. Однако занятия шли по расписанию, и успешно выполнялся учебный план! Велись научно-исследовательские работы.
Но вуз трудился не только для себя: при институте были открыты курсы по восстановлении шахт Донбасса и Ростовского угольного комбината. Ученые института трудились по восстановлению предприятий, разрушенных захватчиками. Так, коллектив кафедры маркшейдерии под руководством А.Я. Берловича провел полное восстановление и дальнейшее развитие маркшейдерского обоснования Несветайского угольного района, составил маркшейдерские планы для проектных организаций. Кафедра геологии под руководством Г.И. Попова решала проблему затопленных шахт Ростовугля.
Кафедра тепловых двигателей разработала проект откачки воды из шахт и восстановления разрушенных водотрубных котлов котельных шахт. Профессора А.М. Карпов и В.Г. Михайлов давали консультации и читали лекции для инженерно-технического персонала комбината «Ростовуголь».
А.Д. Дроздов разработал проект восстановления Новочеркасской электрической подстанции и осуществлял надзор за ее реконструкцией. Многое было сделано и по восстановлению энергохозяйства Ростовской области, Северного Кавказа, Краснодарского края. Под руководством профессора К.Е. Дементьева был восстановлен новочеркасский водопровод. С.Н. Линевич разработал проект водоснабжения хлебного завода. Архитектор К.И. Куликов руководил работами по восстановлению зданий мельниц и элеватора. Кафедра «Электросети и системы» принимала участие в восстановлении энергоустановок города. Профессор И.Ф. Пономарев и сотрудники его кафедры оказывали помощь кирпичному заводу. Не было ни одного объекта в городе, в восстановлении которого не принимали бы участие сотрудники НИИ! Но предприятиям нужны были новые кадры, и вуз сделал набор студентов по программе «ускоренного обучения» и выпустил около 300 специалистов – горных техников, оказав большую помощь Донбассу. Не оставались в долгу перед вузом и предприятия: от них были получены оконные стекла, строительный лес, металл. В 1944 году в институте было уже два автомобиля.
С освобождением Новочеркасска в одном из общежитий (ныне – здание Военного института ЮРГПУ (НПИ) был организован военный госпиталь, который частично обслуживался и обеспечивался институтом. Студенты организовывали бригады и поддерживали раненых морально: писали за них письма, участвовали в концертах, проводили политинформации.
В восстановлении вуза очень помогло то обстоятельство, что в Новочеркасске был основан Отдел снабжения вузов Ростовской области.
К концу 1944 года при институте был создан ОРС (отдел рабочего снабжения), который обеспечивал продуктами и промышленными товарами весь коллектив и студентов. При ОРСе открылись магазины и столовые, работали локальные пункты продажи — буфеты. В Тузловском займище было организовано подсобное хозяйство.
Сотрудники вуза и студенты делали все, чтобы обеспечить быстрое восстановление вуза. По инициативе профкома и комитета комсомола были созданы студенческие строительные бригады, состоящие из студентов строительного, энергетического и горного факультетов, по ремонту зданий, водоснабжения, отопления, энергосетей. Они посменно трудились на объектах – корпусах, стадионе, общежитиях, вдыхая жизнь в инфраструктуру любимого вуза. План восстановительных работ был перевыполнен.
К 1946 году регулярное снабжение восстановилось. Был создан отдел капитального строительства, в котором трудились сотрудники строительного факультета под руководством И.Д. Сухоминского, А.С. Максименко и Е.И. Столяренко.
В первом послевоенном учебном году (1945-1946 гг.) в институте было пять факультетов с восемнадцатью специальностями, на которых обучалось уже 112 студентов. Ровно через десять лет вуз превратился в один из крупнейших вузов Советского Союза с десятью факультетами, семью тысячами студентов.
Возрождение вуза в рекордные сроки – это гимн Победе, торжество советского характера и неоспоримое утверждение чувства коллективизма и радости достигнутой цели. Нынешний университет – это живой памятник всем, кто вложил свой труд в его возрождение. Огромный им за это поклон!
Наталья Михайлова,
ведущий библиограф научно-технической библиотеки ЮРГПУ(НПИ).
В статье использованы воспоминания ректора НПИ 1939-1949 гг. К.А. Шильникова и доклад проректора НПИ по научной и учебной работе В.Г. Михайлова «Помощь фронту», 1946 г.
На снимках из архива вуза: вот так выглядел Новочеркасский индустриальный институт после изгнания фашистов из города.