Я хотела бы рассказать о моем отце, замечательном человеке, учителе с многолетним стажем, фронтовике, — Моисее Семеновиче Шухере.
Это был человек с очень богатой биографией. Родом из Астраханской области, он в 14 лет потерял отца, его расстреляли белогвардейцы, а через несколько лет от холеры умерла и мать. Жажда учиться была очень велика и, закончив школу, он поступил в Саратовский университет. Получив диплом преподавателя истории, по направлению отправился в Калмыкию, преподавать историю в сельскохозяйственном техникуме. Будучи умным, эрудированным человеком, хорошим организатором, в 1933 году становится директором техникума и кандидатом в члены ВКПб. А в 1937 году так хорошо сложившаяся жизнь резко прервалась. По доносу отец был арестован, как писал он в своих воспоминаниях «за якобы антисоветскую, а в действительности сталинскую трактовку вопроса об окончательной победе социализма в одной стране на уроке политэкономии в техникуме». Буквально через год он был освобожден и восстановлен в должности, принят в партию. В том же году по его просьбе был переведен в Новочеркасск, где стал работать заместителем директора рабфака при сельхозинституте. А в 1940 году Моисей Семенович был назначен заведующим городским отделом народного образования.
Началась война. Учительская профессия оказалась востребованной и в военные годы, он стал преподавать в Ивановском военно-политическом училище. А в 1943 году отец ушел на фронт. Будучи агитатором 979 стрелкового полка, он участвовал во всех боях, которые вел полк. Зачастую ему приходилось брать на себя командование спецподразделениями полка, ротой и даже полком. За умелую организацию полка при форсировании Днепра он был представлен к званию Героя Советского Союза, но награда до него так и не дошла. Но за годы войны наград было много: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, орден боевого Красного Знамени, медали «За освобождение Праги» и «За взятие Берлина».
Но, наверное, самое ценное в нашем семейном архиве – это его письма. Письма, которые он писал своей будущей жене, это не просто описание фронтовой жизни, это великолепные литературные очерки, которые написаны цельно и емко. Вот отрывок из одного из них. «Мой милый друг! Что это были за бои! Их невозможно описать. Бессмертной славой покрыли себя наши бойцы и офицеры. Три дня вели мы бои за высоту… Сто шло на тысячу. И сто победили. Борьба шла за каждый метр. К вечеру двести немцев пошли в контратаку. Наших оставалось 12 человек. И атака была отбита. Героизму наших солдат не было предела. Один взвод прорвался в город и был окружен немцами. Взвод дрался до последнего патрона. От 30 человек осталось 4, и командир взвода — молоденький парнишка – вывел остатки взвода из окружения… » А вот отрывок из еще одного письма: «Вновь затишье. Я сверху смотрю на речку, которую перешли вброд. По ней тихо плывут немецкие трупы и трупы наших ребят… А вот в окопе мертвый телефонист, на берегу убитые лошади, скот. В воздухе зловоние! Хочется пить… Мы вырыли ямку на берегу и жадно пьем, предпочитая эту несколько мутную воду воде в речке… Стемнело. Стало холодно, ибо наша одежда еще не просохла. В сырой щели, подстелив под бок одну сторону плащ-палатки и накрывшись с головой другой стороной, мы засыпаем мертвым сном…»
После войны отец долгие годы был директором школы № 3 в Новочеркасске и преподавал историю. Его давно нет в живых, но его помнят. Помнят дети, внуки, благодарные ученики, коллеги. Ибо это такие учителя, которые не только учили, но, прежде всего, воспитывали. Воспитывали своим собственным примером. Особенно, если за плечами была такая трудная, такая героическая жизнь.
Тамара Моисеевна Лукьянова
Мы ждем ваши истории из семейных архивов по адресу: lap3110@mail.ru для публикаций в газете и на сайте «Бессмертный полк».
Координатор «Бессмертного полка» в Новочеркасске
Л.А.Пархоменко