Выездное заседание профильной комиссии депутатов Городской Думы по вопросам промышленности, предпринимательства, экологии и инвестиций прошло на базе градообразующего предприятия Новочеркасского электровозостроительного завода.
О цели визита корреспонденту «ДН» рассказал председатель горДумы Юрий Лысенко: «Это наша плановая поездка. НЭВЗ более всех предприятий города пополняет бюджет Новочеркасска. Каждый третий житель города работает на этом заводе, и мы должны при распределении городского бюджета учитывать интересы его работников».
На заседании комиссии присутствовали генеральный директор ООО «ПК «НЭВЗ» Игорь Щедров, председатель профсоюзного комитета предприятия Алексей Милосердный и руководители структурных направлений завода, мэр города Новочеркасска Владимир Киргинцев, заместитель главы Администрации города Лариса Конюшинская.
Открывая заседание, председатель городской Думы Юрий Лысенко напомнил, что депутаты приняли решение о проведении серии выездных комиссий на основных промышленных предприятиях города. Тех предприятиях, которые составляют основу экономики Новочеркасска. Тяжело принимать решения по бюджету, не представляя, как и за счет кого этот бюджет наполняется. Начать выездные заседания мы решили с НЭВЗа, ГРЭС и НЭЗа. Естественно, мы начали практику посещения предприятий с электровозостроительного завода – в городской Думе три представителя этого предприятия и они достойно представляют интересы всех жителей города, жителей Промышленного района и работников НЭВЗа прежде всего. НЭВЗ – это и крупнейший налогоплательщик, и крупнейшее предприятие в городе — 1/6 от всей численности нашего города так или иначе связана с электровозостроительным заводом. И в социальной сфере НЭВЗу нет равных – помимо стабильной и высокой заработной платы, есть и социальная составляющая: единственное предприятие Новочеркасска, у которого есть свой Дворец культуры, свой стадион, свои базы отдыха на Черном море и реке Дон. Несмотря на тяжелые экономические условия, объекты социальной сферы сохраняются на балансе предприятия. Юрий Лысенко выразил мнение, что депутаты, познакомившись с заводом, значительно расширят свое представление о значимом градообразующем предприятии, поблагодарил руководство завода за предоставленную возможность проведения выездного заседания и выразил уверенность, что городские парламентарии смогут при необходимости работать с представителями завода в тесном контакте.
Мэр города Владимир Киргинцев поинтересовался, как по оценке работников завода показал себя первый раз опробованный корпоративный отпуск, который на НЭВЗе прошел в августе минувшего года.
Генеральный директор завода Игорь Щедров, отвечая на вопрос, отметил, что для основной массы работников это удобно, хотя стоит отметить, что для отдыха август – самый дорогой месяц именно потому, что многими востребован. Председатель профкома завода Алексей Милосердный добавил, что весь август базы отдыха предприятия работали преимущественно для работников НЭВЗа.
Продолжая тему, Игорь Щедров заметил, что для производственного цикла, разумеется, лучше работать все 12 месяцев. Однако корпоративный отпуск – это не только экономическая мера, но и забота о людях: август – самый жаркий месяц. Повышенный температурный режим труден для оборудования, что уж говорить о людях, поэтому использовать практику корпоративного отпуска на НЭВЗе планируют продолжить.
Крупными мазками презентуя предприятие, Игорь Щедров, коротко коснувшись истории завода, остановился на его настоящем, отметив, что в случае реализации решения, озвученного на встрече губернатора области Василия Голубева с президентом РЖД Олегом Белозеровым, ОАО «РЖД» в 2016 году планирует заказать у Новочеркасского электровозостроительного завода 121 электровоз, что примерно соответствует объему заказа в 2015 году.
О значимой для заводчан, а в настоящее время 8700 сотрудников работают на электровозостроительном заводе, социальной составляющей рассказал Алексей Милосердный. Средняя заработная плата работников предприятия – 30 тыс. рублей.
Какова индексация заработной платы, если таковая планируется? — поинтересовался Председатель горДумы Юрий Лысенко.
На этот вопрос Игорь Щедров ответил положительно, добавив, что индексация заработной платы будет проводиться поэтапно: первыми увеличение зарплаты увидят представители рабочих профессий. Предположительно, при наличии финансовых средств, индексация заработной платы этой категории произойдет 1 июня, а всех руководителей, специалистов и служащих (раньше это называлось ИТР) – с 1 сентября. Средний процент повышения составит 7-8%.
И молодых работников «удерживают» на заводе, в первую очередь, материальной составляющей, а затем уже достаточно широкой палитрой социальных услуг: это и базы отдыха, и спортивные площадки, и возможность льготного приобретения квартир (хотя в нынешнем году последнему пока мешают кризисные условия).
«Мы знаем о планах страны по расширению сети скоростных магистралей по типу «Сапсана». Планируется ли участие НЭВЗа в строительстве локомотивов для таких дорог?» — продолжил Юрий Лысенко.
«Вопрос сегодня находится более в политической схеме, возможно приоритеты будут отданы иностранным производителям. Однако участвовать в этой программе мы намерены», — сказал Игорь Щедров, отметив, что на заводе работает квалифицированная техническая служба, которая непременно будет разрабатывать вопрос участия и в этом проекте.
Депутат Дмитрий Попов поинтересовался, будут ли приглашены на завод высвобожденные ранее сотрудники при получении заказа от РЖД.
Игорь Щедров напомнил, что планируемый выпуск 121-го электровоза – это уровень 2015 года. Если производство будет расширяться – мы будем приглашать специалистов, находящихся в резерве. Но, не лукавя, стоит сказать, что большого оптимистичного прогноза пока наступивший год не несет. Сегодня нужно сохранить, прежде всего, те профессиональные кадры, которые в настоящее время заняты в производственном процессе – отметил генеральный директор НЭВЗа.
Покинув зал заседаний, депутаты прошли по заводским цехам, познакомившись с полным процессом выпуска электровоза. Рассказывая парламентариям о технологии производства, демонстрируя новое оборудование, отметили как новые методы работы предприятия, так и продолжение внедрения принципов «Бережливого производства».
Посетили Учебный центр, где проходят повышение квалификации или перепрофилирование преимущественно работники завода. Депутаты и сами попробовали себя в роли машиниста электровоза, хотя и не на испытательном кольце, а в кабине тренажера. Масштабность предприятия, выполняемые им задачи, убедительно продемонстрировали значимость градообразующего предприятия.
Председатель комиссии Владимир Маханьков: «Пройдя по цехам, депутаты воочию увидели масштабность производства. Я был на этом предприятии 15 лет назад и сегодня увидел, насколько колоссально изменились условия сборки электровозов, изменились технологии, появилось современное оборудование. Масштабность завода, конечно, впечатляет! Пройдя по цехам, мы увидели создание локомотива от изготовления рамы до готового электровоза. Цель нашей комиссии достигнута. Мы познакомились со всем циклом производства предприятия, имеющего огромное значение для нашего города – Новочеркасска. В этом году мы отметим юбилей НЭВЗа. Я хочу пожелать всем заводчанам, всем жителям города, так или иначе связанным с заводом, успеха, благополучия, а заводу – процветания.
Председатель Городской Думы Юрий Лысенко: «Задачи, которые ставились перед комиссией, – познакомиться с работой крупнейшего градообразующего предприятия, которым является Новочеркасский электровозостроительный завод. Сегодня мы побывали на заводе, познакомились с производством локомотивов, известных на всю страну, и я думаю, крайне важно, что депутаты получили представление о сегодняшней жизни предприятия. Об экономическом положении завода, о его социальной сфере, которую предприятие поддерживает на очень высоком уровне. Думаю, что сегодняшнее выездное заседание оказалось полезным всем депутатам. Огромное спасибо руководству предприятия и коллективу за такую масштабную экскурсию по заводу, его учебному центру и объектам, не относящихся к производству, но непременно цементирующих трудовые отношения. Это Дворец культуры, в котором расположен музей завода, и спортивные сооружения предприятия.
Ирина Васильева