Сегодня:

Анализ представленного в городскую Думу проекта бюджета на будущий год позволяет сказать о том, что негативные тенденции, присущие бюджету 2015 года, в полной мере сохраняются. К сожалению, мэрия не может сбалансировать доходы с расходами, поэтому и в 2016 году бюджет останется дефицитным. Запланировано сокращение доходной части на 102260,8 тыс. руб., с 3208182,5 тыс. руб. в 2015 г. до 3105921,7 тыс. руб. в 2016 г. Однако расходы сократятся с гораздо более высоким темпом: с 3371577,1 тыс. руб. до 3122599,2 тыс. руб., то есть на 248977,9 тыс. руб. За чей счёт администрация собирается сокращать расходы? К сожалению, за счёт «социалки». Планируется уменьшение финансирования таких направлений, как физическая культура, спорт, образование. Например, бюджетные ассигнования на физическую культуру сократятся с 30461,5 тыс. руб. (2015 г.) до 25332,5 тыс. руб. (2016 г.). Финансирование обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры уменьшается с 77642,4 тыс. руб. в текущем году, до 74833,1 тыс. руб. в будущем. Образование потеряет ещё больше, почти половину. Мэрия собирается сократить затраты по этой статье с 999827,5 тыс. руб. (2015 г.) до 518357,9 тыс. руб. (2016 г.).

Всё это чревато ростом расходов горожан и, следовательно, снижением уровня жизни. В текущем году администрация повышала стоимость пребывания детей в муниципальных детских садах и спортивных школах. При сохранении предлагаемых мэрией параметров бюджета на 2016 год нельзя избежать новых повышений. На мой взгляд, подобная практика является недопустимой, так как способствует ухудшению социально-экономического положения большинства горожан.

Эффективность экономической политики администрации и качество принимаемых решений значительно ухудшились за последние два года. Мы видим это своими глазами: чего стоит анекдотическое раскрашивание бордюров и канализационных люков за бюджетный счёт в центре города. Также наша администрация любит создавать новые бюрократические органы. В 2015 году в Новочеркасске появилась Контрольно-счётная палата, на её содержание заложено 7500 тыс. руб. В проекте бюджета на 2016 год на обеспечение деятельности КСП предусмотрено увеличение расходов до 8820,3 тыс. руб. При этом никто не ответил на вопрос: для чего вообще нужна Контрольно-счётная палата? Закон не требует её обязательного создания в муниципальных образованиях, так зачем тратить деньги налогоплательщиков на содержание бюрократов? Не лучше ли было направить эти девять миллионов на что-то действительно нужное горожанам, например, на восстановление сетей наружного освещения в Новочеркасске?

Несмотря на сокращение социальных статей, финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления возрастает с 163363,5 тыс. руб. в 2015 г. до 164741,4 тыс. руб. в 2016 г., доплата к пенсии муниципальным служащим увеличивается с 19272 тыс. руб. до 19703,6 тыс. руб.

В 2016 году доведение до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом, культурном развитии и иной официальной информации обойдётся в 7219,8 тыс. руб. Для сравнения: на статью «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа» в проекте бюджета заложено 3438,4 тыс. руб. То есть на публикацию хвалебных статей в адрес руководителей мэрии запланировано более 7 миллионов, а на пожарную сигнализацию в муниципальных детских садах – вдвое меньше.

В представленном проекте бюджета запланировано множество неэффективных, ненужных большинству горожан трат.

Ещё один важный момент, на который я бы хотел обратить внимание читателей, заключается в росте муниципального долга. Безответственная финансовая политика действующей городской власти привела к тому, что бюджетные расходы на выплату процентов по кредитам в 2015 году составят 43378,1 тыс. руб., в 2016 г. — 72936,8 тыс. руб.! Долговую проблему необходимо безотлагательно решать. По непонятным причинам из всех способов привлечения финансовых ресурсов мэрия Новочеркасска выбирает самый дорогой для граждан-налогоплательщиков и привлекает кредиты в коммерческих банках по ставке 15-20%. Однако законодательством РФ, в частности, Бюджетным кодексом (статья 93, часть 2), предусмотрен механизм так называемого бюджетного кредитования, то есть предоставления нижестоящему бюджету кредита за счёт средств вышестоящего бюджета по низкой ставке от 0,1 до 2% годовых. Примеры успешного использования подобного механизма есть. 18 июня текущего года Ростовская область получила бюджетный кредит на сумму 2,5 миллиарда рублей на три года по ставке 0,1% ставки рефинансирования Банка России. Думаю, разница между 15% и 0,1 % очевидна. Не только субъекты федерации, но и муниципальные образования пользуются бюджетным кредитованием. Например, удмуртский город Можга в июле текущего года получил 15 миллионов рублей на три года под 0,1% годовых. Почему же администрация Новочеркасска предпочитает брать в долг у банков, удовлетворяя алчность финансовых олигархов нашими деньгами?! На мой взгляд, дело в вопиющей чиновничьей некомпетентности. Никто из них неспособен грамотно составить пакет документов на получение бюджетного кредита в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области №182 от 18 марта 2015 г. «О порядке предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Ростовской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета». Неудивительно, что подобные «грамотеи» не могут свести концы с концами и запланировали увеличение верхнего предела муниципального долга в 2016 г. до уровня 1305453,3 тыс. руб.!

Устранить указанные недостатки необходимо с помощью реализации следующих мероприятий:

  1. Реструктуризация муниципального долга Новочеркасска перед коммерческими банками за счёт механизма бюджетного кредитования, предусмотренного Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства Ростовской области №182 от 18 марта 2015 г. «О порядке предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Ростовской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета». Реализация данного мероприятия позволит существенно сократить расходы по обслуживанию муниципального долга.
  2. Ликвидация ненужных бюрократических структур (Контрольно-счётная палата) позволит сократить бюджетные расходы на содержание административного аппарата и направить сэкономленные денежные средства на финансирование приоритетных социально значимых статей.

Призываю депутатов городской Думы руководствоваться здравым смыслом и, в интересах новочеркасцев, не спешить с принятием бюджета на 2016 год, доработать внесённый администрацией проект с учётом мнения представителей общественности и экспертного сообщества.

Роман Ревунов,

доцент НИМИ, кандидат экономических наук.