Сегодня:

Сегодня  идет активная реставрация памятников архитектуры нашего родного Новочеркасска. Если обратиться к литературе из Центра по работе с книжными памятниками, то мы поймем, что сохранение исторического наследия было актуальным для новочеркасцев давно.

В нашем фонде имеются подборки журнала «Старые годы» за несколько лет. Немного о самом издании.

«Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины». Издавался в Санкт-Петербурге, типография «Сириус», 1907-1916 ежемесячно. Всего за 10 лет вышло 120 номеров. У нас, к сожалению, сохранились не все экземпляры, но даже то, что есть, представляют огромный интерес.

В номере третьем за 1914 год нашли такую интересную публикацию. К сожалению, в рубрике … «Из истории вандализма в России»!

«Новочеркасск.

При общей скудости памятников архитектурной старины в Области Войска Донского (лишь в станице Старочеркасской есть собор, сооруженный в стиле елисаветинского барокко, да в Таганроге много построек начала ХIХ века), две прекрасные триумфальные арки, сооруженные в Новочеркасске в 1817 году при атамане Платове могли бы быть оберегаемы получше от разрушения. Между тем, штукатурка, особенно тех ворот, которые находятся на Платовском проспекте, отпадает, в цоколе выхвачены куски кладки, арматура, украшающая высокий парапет, разваливается, громадные каменные шары, поставленные на карнизе, венчающем пилоны, выветриваются…В Новочеркасске предпочитают воздвигать скверные новые сооружения (собор) и неравнодушны к монументам (что за ужас этот «Ермак» или «Бакланов»!), свидетелям же пребывания в городе Александра I предоставляют разрушаться.

Попорчен и гостиный двор; скоро, впрочем, от него не останется и следов. Перестройкой контрольной палаты на Соборной площади испорчен классический домик; подобный же, на другом углу улицы, напоминает теперь лишь о том, как было красиво когда-то это окончание улицы.

В книге Л. Руска воспроизведены многие проекты построек, предназначенные для осуществления в Черкасске. Были ли  построены какие-нибудь из них — неизвестно, но несомненно лишь то, что упомянутые арки (не имеющиеся у Л. Руска) принадлежат хорошему мастеру и что на месте собора, существующего ныне, предполагался в свое время лучший в классическом стиле; военные склады (арсеналы), принадлежащие Руска (проект их имеется в его книге), уцелели, но в очень печальном виде».

Вот так обстояли дела в далеком 1914 году чуть больше, чем 100 лет назад… Конечно, не во всем стоит согласиться с автором заметки — и собор, и памятники на площади радовали не одно поколение новочеркасцев, и, уверена,  что им предстоит еще многовековая история.

Фотография арки приведена из того же издания.

Подписана заметка Георгием Лукомским. Мы вначале думали, что это наш, местный житель. Но выяснилось, что материал опубликован профессионалом, который, судя по всему, часто посещал российскую глубинку в поисках шедевров архитерктуры. Краткая историческая справка.

Лукомский

Лукомский

Лукомский, Георгий Крескентьевич (14 марта 1884, Калуга — 5 марта 1952, Ницца) — русский историк, искусствовед, художник, потомок княжеского рода Лукомских.

Учился в частных художественных школах Казани, на архитектурном отделении Академии художеств. Много путешествовал по Западной Европе, России и Украине, изучая старинную архитектуру. С 1908 года активно печатал в основном искусствоведческие статьи в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон».

Основные труды Г.К. Лукомского посвящены архитектуре русских городов: «О художественной архитектуре провинции», «Вологда в ее старине», «Старый Петербург», «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства», «Современный Петроград. Очерки истории возникновения и развития классического строительства», «Старинные усадьбы Харьковской губернии», «Царское село» и др.

После Февральской революции входил в Особое совещание по делам искусств. В 1918 году уехал на Украину, а оттуда через Константинополь эмигрировал в Париж. На Западе продолжал активно работать как художник и искусствовед. Выпускал книги о русской архитектуре: «Russisches Porzellan», «Russische Baukunst» и др.

С 1940 года жил в Лондоне. Умер в Ницце в 1952 году.

Кстати,  журналы «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон» имеются в нашем фонде в  большом количестве.

Всех, кому интересна донская старина, приглашаем в Центр по работе с книжными памятниками: ул. Буденновская, 141, тел. 24-34-90.

Ирина Касаркина, заведующая  Центром по работе с книжными памятниками.