Сегодня: 19 апреля 3765, Пятница

На наши вопросы отвечают юристы Детской психолого-юридической консультации Наталья Ивановна Плахова и Лариса Николаевна Соломенникова.

32

Наталья Плахова

— Наталья Ивановна! Что дал вам этот проект?

— Мы уже давно пришли к выводу о необходимости создания в Новочеркасске правовой консультационно-просветительной системы для детей и подростков. Созданная в рамках настоящего проекта Детская Юридическая Консультация (ДЮК) прочно утвердилась и адаптировалась в условиях нашего города как именно такая система, помогающая детям и подросткам разобраться в волнующих их правовых  вопросах. Она зарекомендовала себя как работоспособная и нужная детям и подросткам, а также родителям, особенно в семьях, находящихся в трудном и  социально опасном положении.

Нами было проведено в общей сложности более 30 выездных мероприятий в форме бесед с учениками в школах №№ 1, 5, 9, 12, 15, 24, 20, в школе-интернате № 28, в коррекционном интернате. Беседы проводились также в Центральной детской библиотеке им. А.Гайдара, работникам которой мы очень благодарны за долговременное и успешное сотрудничество.

На выездных мероприятиях нами предлагались к обсуждению различные темы, такие как «Основные права и обязанности», «Мои права в семье. Ответственность родителей и детей», «Могу ли я работать, где и сколько», «Защита прав ребенка и обеспечение безопасности в школе, дома и на улице» (в форме ситуационной игры), «Преступление и наказание. За что я в ответе».

В рамках проекта нами была разработана такая форма общения с детьми и подростками, как конфиденциальные консультации через систему почтовых ящиков, установленных в библиотеке им. А. Гайдара. Любой ребенок, да и взрослый, мог оставить там свой письменный вопрос и через некоторое время получить письменный ответ от юриста в запечатанном конверте. По такому же принципу мы работали и с письменными вопросами детей, полученных на выездных встречах. Это позволило добиться наибольшей искренности детей, ведь в аудитории не каждый ребенок решится задать волнующий его вопрос, боясь насмешек, придирок сверстников, а может, в некоторых случаях, и учителей.

За время работы по проекту  нами подготовлено более 80 письменных ответа и 3 ответа по е-mail. Детей интересовали вопросы их прав в семье, ответственности родителей за детей, трудовых прав несовершеннолетних, ответственности за преступления, ответственности учителей за грубое отношение к ученикам, прав ребенка по распоряжению имуществом, приобретенным родителями,  законов, которые  необходимо знать.

Некоторые встречи мы проводили в форме игры. Есть у нас такая разработанная модель с различными правовыми ситуациями, при которых командам даются варианты выбора. Дети были очень активны в обсуждении правовых моделей поведения в той или иной ситуации.

Мы способствовали осознанию детьми того, что они, как члены семьи,  обладают всеми правами и свободами; мы учили детей вырабатывать правильную линию поведения в сложных жизненных ситуациях, учили их защищать свои права — в строгом соответствии с Законом. И  надеемся, что это у нас получилось.

8,132

Лариса Соломенникова

Лично меня участие в данном проекте обогатило неоценимым опытом в работе по защите прав ребенка.

 

— Лариса Николаевна!  Смогли ли вы в чем-то конкретно помочь детям и их родителям?

 

—  На приемах, которые проводились в нашей Консультации, было всего принято не только много детей, но и более 20 взрослых по таким вопросам, как: льготы ребенку-инвалиду; взыскание с родителя дополнительных средств на содержание ребенка; восстановление родительских прав и отмена опеки над ребенком; привлечение родителя к ответственности за уклонение от содержания и воспитания ребенка; защита прав несовершеннолетних, содержащихся родителями в антисанитарных условиях; ограничение родителей в родительских правах; взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей; усыновление; ответственность родителей за вред, причиненный ребенком, и т.д.

Мы составляли документы в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в правоохранительные органы.

В частности, в рамках данного проекта нам удалось защитить права сироты, которому  длительное время не предоставлялось жилье. В результате обращения в прокуратуру с жалобой на бездействие администрации города, вопрос был решен положительно.

Отстаивали в суде интересы родителя при определении места проживания ребенка и порядка общения с ребенком. Так, отец, ранее добившись в судебном порядке определения места жительства сына с собой, попытался отобрать у матери и несовершеннолетнюю дочь. Но юристы и психологи, работающие в рамках данного проекта, приложили все усилия, чтобы права матери и несовершеннолетней дочери не были нарушены. Сейчас в суде ставится вопрос лишь о порядке общения отца с дочерью.

Был еще интересный случай.  На одной из бесед проконсультировали ребенка по вопросу семейного права. У родителей очень плохие отношение друг с другом. Они разводятся. А ребенок не хотел, чтобы они разводились. Через некоторое время при очередной встрече ребенок подошел и сказал, что у них в семье все хорошо. Он посадил родителей за “стол переговоров”. Сказал им о том, что уже не маленький, ему  10 лет и он сам  будет решать, с кем жить и воспитываться, предложил им подумать. Как поведал ребенок, родители больше не хотят разводиться и «делить» его. Вот так, осознав свои права, ребенок сам смог реально их защитить.

Полагаю, что мы внесли свою лепту в повышение правовой грамотности детей и взрослых по вопросам  реальной защиты прав ребенка.