Сегодня: 19 апреля 4132, Суббота

Вот и заканчивается работа по проекту «Права ребенка – от осознания к реальной защите», в рамках которого работала и Детская психолого-юридическая консультация. Сегодня, в последнем выпуске «ЮНГИ», мы подводим итоги за прошедший год.

БЫТЬ  ВМЕСТЕ  С  «ТРУДНОЙ»  СЕМЬЕЙ

На самый главный вопрос «ЮНГИ» сегодня отвечает руководитель проекта, председатель-координатор РОПО «Союз «Женщины Дона» Валентина Ивановна ЧЕРЕВАТЕНКО.732

 

— Каков, на ваш взгляд, главный итог проекта – работы длиною в целый год?

— Я считаю, что это — сложившееся понимание и убеждение, что система профилактики социального сиротства в части работы с семьей в социально опасном положении не эффективна. Это не значит, что люди, отвечающее за данное направление, не работают. Нет, все работают — и тяжело, и много. Но каждый в своем ведомстве, на своем рабочем месте, в соответствии со своим регламентом. В общем, все как в миниатюре Аркадия Райкина: к пуговицам претензии есть? Нет. Пришиты намертво. А что костюм носить невозможно, никого не волнует.

По проекту была проделана огромная работа с работниками системы образования, проводились исследования, работали общественная приемная и психолого-юридическая консультация для школьников. Каждый шаг давался нам с огромным трудом. Мы ведь общественники, а не представители администрации… Выстраивая взаимодействие, приходилось пробиваться и через чье-то недоверие, и через нежелание нагружать себя дополнительной работой, да и знаниями тоже, а также через последствия, связанные с внесением нашей организации в реестр “агентов иностранного влияния”. Реализация проекта показала, что статистика нарушения прав ребенка в результате ограничения и/или лишения родительских прав в семьях в СОП, которым не оказывается необходимая и должная помощь, продолжает оставаться тревожно постоянной. Анализ результатов исследования системы работы с семьей в социально опасном положении в г. Новочеркасске, а также ценностных установок членов семей в СОП выявил серьезные проблемы в системе работы с такими семьями. Во-первых, это низкий уровень мотивации местного сообщества к совершению действий по защите прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Во-вторых, недостаточный уровень информированности жителей города о системе работы с семьями в СОП и о возможном алгоритме действий в случае обнаружения социального неблагополучия семьи. При этом чаще всего представители старшего поколения считают, что «это не мое дело», «не стоит лезть в чужую семью»;  представители же молодежи совсем не замечают проблему и, в основном, не понимают необходимости ее решения.

Работа системы профилактики социального сиротства города свелась к следующим формам и методам: бумажной работе (ведение протоколов КДН и ЗП), работе с отдельными элементами неблагополучия (оформление паспорта, путевок, лишение родительских прав), нотациям и оценочным суждениям о членах семей.

Проведенное исследование выявило искаженное понимание термина «куратор случая». Часть из таких «кураторов случая» иногда появлялась в семье (одноразовое упоминание в ходе исследования), другая часть ответственных работников проводила неэффективные беседы, читала нотации или перенаправляла свои обязательства подчиненным — как правило, работникам системы образования.

Исследование ценностных установок семей в СОП выявило, что семья в СОП — это семья с серьезными «поломками» на уровне видимых социально неодобряемых проявлений: алкоголизм, наркомания, потеря морально-нравственных ориентиров и, как следствие, утрата родителями в этих семьях своей родительской дееспособности, наступление эмоциональной тупости и личностных расстройств. Причина этих явлений чаще всего лежит в родовом наследии этих семей. Соответственно, социально одобряемому поведению в этих семьях просто неоткуда было появиться, так как их нет в родовой истории.

В настоящее время эти семьи в большинстве своем находятся в изоляции от общества. Люди благополучные избегают с ними общения, сотрудники из КДН, ПДН, школ, отделов опеки и попечительства стоят на позиции ситуативной помощи, научения и контроля. Наш опыт показал, что семьи в СОП отчаянно нуждаются в человеке, который искренне заинтересован в их судьбе и готов к долгосрочному общению, готов нести в эту семью жизненные ценности и быть вместе с ней, готов приблизиться к ней на более короткое расстояние, разрушить ее изоляцию от социально благополучного сообщества.

Все то, о чем я говорю, требует дальнейшей работы, работы долгой, трудной и неблагодарной. Необходимо пересмотреть систему профилактики социального сиротства и работы с семьей в СОП, включив новых акторов, а также расширить просветительскую работу в местных сообществах, создать и развить службу «кураторов случая». Последние, сопровождая семью в СОП, день за днем смогут помогать родителям осознавать свою родительскую ответственность и маленькими шагами продвигаться по пути освоения новых для них способов каждодневного поведения.

По нашему глубокому убеждению, работу, начатую РОПО «Союз «Женщины Дона» по проекту «Права ребенка: от осознания к реальной защите», необходимо продолжить, способствуя изменению системы профилактики социального сиротства города, а, соответственно, защищая и предотвращая нарушения прав ребенка в семьях в СОП и в семьях группы риска.