Сегодня: 19 апреля 2996, Вторник

У нас снова премьера. На сцене Казачьего драматического театра – спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры». Арбузов — признанный классик советской драматургии. «Старомодная комедия», «Иркутская история», «Мой бедный Марат» и другие с успехом идут на многих сценах страны. «Жестокие игры» — пьеса не менее популярная, она любима режиссерами всех времён – на то она и классика. Олег Ефремов – московский режиссер, член гильдии театральных режиссеров России  поставил «Жестокие игры» на сцене нашего театра. Это не первая его работа в новочеркасском театре — в прошлом сезоне состоялась блистательная премьера спектакля «Лев зимой» по Дж. Гольдмену.  И вот теперь Новочеркасской публике представлен спектакль под названием «Жестокие игры. Игры в стиле рок».

Если коротко, то это история о старом, как мир, конфликте отцов и детей, о непростых нравственных коллизиях и о том, что каждый из нас – сам себе режиссер собственных проб и ошибок. Написана эта история была в 1978-м году, но не утратила своей актуальности, даже спустя многие годы. Одна часть действия происходит в богемной столице нашей Родины Москве, вторая – в далеком сибирском посёлке. В московской просторной квартире живет современный молодой человек. Он – студент нелюбимого вуза, ребёнок, отодвинутый на роль «второго плана» любимой матерью и отчимом (Ольга и Алексей Ситниковы), отвергнутый отцом, по сути, мальчик, сердце которого замерзло от людского непонимания и одиночества. Его зовут Кай (Алексей Бычков). Так же, как и его тезку из известной сказки. Двери его квартиры всегда открыты, возможно, потому что в глубине души он ждёт, что однажды сюда вернётся мама. Он занимает себя тем, что рисует этот мир так, как видит его – серым, тусклым и безрадостным. Вокруг Кая Леонидова постоянно люди – его близкие друзья, с которыми «есть о чем помолчать» и просто случайные заскучавшие. Друзья Кая, казалось бы, такие разные.  Никита Лихачев (Степан Демаков; Александр Войнов) – вполне благополучный, из очень перспективной семьи, красавчик, не знающий покоя от назойливого девичьего внимания. Но он страдает от одиночества, потому что в его семье все слишком заняты, чтобы замечать друг друга. Терентий (Артур Исаев; Олег Хаустов) – замкнутый молодой человек, детство которого прошло в страхе перед отцом-пьяницей. Он рано остался без матери, но и отца своего отталкивает, потому что считает его виновным в безрадостной жизни своей. Есть у него лишь этот дом, где можно укрыться от реальности и… всласть играть в родство душ. При этом ни для кого из троицы друзей не важно, что говорят они, бывает, каждый о своём, не слыша друг друга. Не важно. Главное — ты сказал то, что мучает тебя, и можно себя убедить, что ты услышан. Троица друзей привыкла к постоянной смене лиц в квартире. Это не мешает и не вызывает особых эмоций. Транзит. И вдруг, в их жизни появляется Неля (Виктория Шатохина; Екатерина Бычкова) – провинциальная девчонка, у которой тоже есть и своя печальная история, и свои «тараканы в голове». Но она другая. «Я часто вру», — говорит она. Скорее фантазирует, и за этим прячет свою ранимость и искренность, потому что боится быть отвергнутой. Ей жизненно необходимо быть кому-то нужной. Но Нелька не купает себя в собственных страданиях, она бунтует. Она ведь знает, что у неё много достоинств, что ей только позволь – и горы свернет для искренне оценившего её человека. Появление в доме двоюродного брата Кая Мишки Земцова (Роман Пуличев) из сибирского поселка геологов, вдруг внесло в монотонность существования его обитателей живую ноту. Мишка – врач, отличный врач и фанат своего дела. При этом в его сердце нет противоречий между выполнением служебного долга и любовью к своей жене и новорожденной дочке. Он, Мишка, умеет быть счастливым и радоваться всему, что есть у него в жизни. Его философия раздражает Машу Земцову (засл. арт. РФ Людмила Ильина; Елена Тоцкая) – его супругу. Она до мозга костей геолог, для неё тайга и суровый быт геологов, как воздух. Что двигало ею, когда она выходила замуж за Мишку – сказать сложно, но даже рождение дочери не принесло Маше душевного успокоения. А тут еще и сосед Ловейко (Игорь Лебедев), как чёрт из табакерки, периодически выскакивает, чтобы подлить маслица в огонь «критической массы» земцовских противоречий. Тип еще тот – чужой каравай всегда для таких слаще. Но феномен артиста Лебедева в том, что в его исполнении не случается абсолютно отрицательных героев. Его Ловейко неприятен, порой смешон в своей холостяцкой неприбранности, но и у него есть свой якорь, способный удержать наплаву –  работа, тайга. Это для него – воля. Он даже умереть хотел бы в тайге – на вольном воздухе. Зритель может посочувствовать ему, но Нелька, максималистка Нелька, – нет. Она сваливается в жизнь Земцовых, как снег на голову и оказывается со своей готовностью всем быть нужной очень кстати для авантюры Маши и Ловейко. Парочка уезжает в тайгу искать нефть с партией геологов, а Неля не скрывает своего отвращения к Ловейко и осуждает Машу за то, что та выше семьи поставила свои амбиции. Неля считает Машу предательницей и привязывается по-родственному к Мише и к маленькой дочке Земцовых. Она заботится о них, но сердце её тоскует, потому что в далёкой Москве остался Никита. Её Никита, и ничей Никита. Несколько месяцев их близости испугали Никиту. Он не был готов к постоянным отношениям, и девушка сбежала прочь от своего сильного чувства к Никите. Это о нём она хотела бы заботиться, и мечтала об их ребёнке. «Что имеем, не храним, потерявши плачем» — истина старая, как мир и такая же мудрая. Отсутствие Нели в московской квартире ощутили. В доме, где каждый пришедший был сам по себе, стало как-то пусто. Весёлая она была, вспоминают о ней друзья, но на самом деле, им не хватает её искренности. Им троим было привычно в своих раковинах, но с Нелькиным уходом вдруг стало неудобно, и захотелось чего-то живого, как в детстве, когда еще ставили елку на Новый год и приходил дед Мороз. Не хватало её и Никите, а она думала, что в московской квартире её исчезновения даже не заметили. Юношеские страсти – явление болезненное, но порой жизнь ставит нас перед жестокими фактами невосполнимых потерь. Погибает Михаил Земцов. Его смерть все переживают по-своему. Трудно Маше признать, что она была недостойна этого человека, и не менее трудно признаться себе самой, что жила, как черновик писала, но убедила себя, что другого счастья ей и не надо было. «Любить не обучена!», — горько произносит она собственный диагноз. Но даже после смерти  мужа не остается дома, как будто подписала сама себе приговор – плохая жена, плохая мать. А Неля, оставшись вдвоём с маленькой Леськой, вдруг потеряла различие между реальной жизнью и собственными фантазиями. Она решила выдать девочку за свою дочь и отправляется с ней в Москву…

И вот тут, уважаемый читатель,  вольный пересказ сюжета заканчивается, потому что непременно нужно самому увидеть этот спектакль. Для завсегдатаев эта премьера стала большим открытием новых актёрских граней наших артистов. К тому, что Людмила Ильина, Игорь Лебедев и Александр Иванков неповторимы и блистательны в каждой своей работе, публика уже привыкла. Каждая новая роль лишь пополняет и без того завидный багаж актерского амплуа и зрительской любви. Но в вечер премьеры не единожды пришлось замирать от восхищенного удивления. Роман Пуличев – весёлый, искрометный, умеющий рассмешить публику до слёз. Его знают в основном, как комедийного актера нашего театра. Лишь однажды мы видели его в роли, далекой от легкого жанра  во «Льве зимой». Тогда режиссер Олег Ефремов увидел актера в образе циничного и коварного Джеффри, способного играть жизнями родственников в угоду собственным интересам. Теперь он сыграл Мишу Земцова – человека глубокого, волевого, с твёрдой жизненной позицией, высокой моралью и нежным любящим сердцем. Премьера явила публике замечательного драматического актёра Пуличева. Ему  удалось передать всю глубину своего персонажа и драматизм его предназначения в пьесе, оставаясь при этом тепло узнаваемым.

Молодой состав труппы порадовал чрезвычайно. Если для Александра Войнова драматические роли – родное амплуа, доказанно успешное, то для Степана Демакова, Алексея Бычкова, Олега Хаустова и Артура Исаева «Жестокие игры» стали серьезным экзаменом. Судя по многочисленным откликам, публика заметила, что Алексей Бычков обладает завидной актерской «гибкостью» – он способен быть разным. Его персонаж понятен и нынешним 20-летним, и зрелым «отцам», успевшим забыть, что каждый в юности порой хотел бы скрыться от родительского непонимания в такой же вот квартире, где все сами по себе, но вроде как бы и не одиноки. Степан Демаков – актёр, обладающий редким знанием «языка тела». Драма его героя ярче выражена в пластике, нежели в интонациях и голосе.

Сюжетная связка Терентий и его отец Константинов. Роль Терентия Сыграли Артур Исаев и Олег Хаустов. Они разные. Исаев-Терентий более импульсивен, кажется, что он сознательно удерживает в себе дерзкого мальчишку. Олег Хаустов – более повзрослевший Терентий. Он чувствует то, что произносит и делает его герой, и это действительно здорово, честно, жизненно. Отторжение отца сыном, осознание Константиновым (засл. арт. РФ Александр Иванков) своей вины перед семьей, трудное возвращение друг к другу – всё это прослеживалось через их взаимоотношения с другими героями. Провинциальная искренняя девочка Неля, так дерзко стремящаяся переделать мир, чтоб всем по справедливости доставалось от щедрот судьбы, заставила всех героев понять, что же им дорого на самом деле в этой жизни. Эта роль – несомненная актёрская удача для обеих актрис. «Для меня Вика стала открытием, я удивился, как я раньше не разглядел её», — признаётся режиссер.  Роль Маши Земцовой тоже играют две актрисы. Героиня, показанная Людмилой Ильиной – работа талантливой актрисы, многократно подтверждающей свой статус заслуженной артистки Российской Федерации. Здесь всё ожидаемо «в десятку». После Ильиной ждали Машу Елены Тоцкой с некоторым волнением. Актриса, несомненно, глубокая, яркая, но настолько женственная и молодая, что увидеть в ней стареющую грубоватую тётку, фанатично рыщущую по тайге в поисках нефти, как-то не получалось. А и не надо. Маша Елены Тоцкой заставила зрителя искренне пожалеть, что жизнь обделила её героиню способностью быть нежной и заботливой. Для Маши-Тоцкой это противоестественно. Еще одна актриса занята в спектакле – Ольга Смолянникова. Её героиня – безымянная заскучавшая, приходящая в дом от нечего делать. Она – как бездушная, но со своим смыслом декорация. Она как бы вне проблематики сюжета, но незаменимый штрих, характеризующий обесцененность бытия одиноких обитателей московской квартиры. Некоторая «рваность» авторского изложения сюжета, в котором каждая сцена, как карандашный набросок, растворилась в возведенных во главу угла чувствах, эмоциях. В очередной раз наши актёры доказали, что они, взрощенные на лучших традициях русского классического театра, служат им достойно.

Да, «Жестокие игры» о том, что каждый из нас творит свою судьбу, но режиссируя её события, мы рискуем не разглядеть тонкую грань между реальностью и желанием с нею поиграть. И тогда вариантов быть не может. Рано, или поздно, игры становятся жестокими.

Спектакль сопровождает музыка рок-композитора Сергея Маврина». Это тоже классика – современного русского рока — подкрепившая актуальность пьесы и для нашей современности. Маврин в прошлом – музыкант и композитор легендарных групп «Чёрный кофе», «Ария», «Кипелов».  С Олегом Ефремовым они – большие друзья, и музыка, звучащая в спектакле подарок музыканта нашему театру. Режиссёр спектакля – актриса театра Ольга Ситникова. Олег Олегович уже работал с нею во «Льве зимой»  (Ольга играла королеву Эленор). Актриса стала режиссёром нескольких спектаклей в проекте «Малая сцена», каждый из которых имеет большой успех у зрителей. И вот теперь совместная работа со столичным режиссёром. Она удалась бесспорно. Остаётся добавить, что художник по свету – тоже большой друг нашего театра Ирина Вторникова. Балетмейстер – актриса Екатерина Пуличева, художник по костюмам – Наталья Алексеева. Этот спектакль будет интересен зрителям разных возрастов, потому что классика – вне времени. Но, всё-таки, никакое, даже самое подробное описание не заменит увиденного воочию. С премьерой нас, уважаемая публика!

Ирина Гаврилова