Сегодня:

«Устами младенца»:

ПЕРЕМЕНА – Если этого не будет, то все дети будут зелеными и синими. И учителя от такой жизни уйдут с работы.

ИСТЕРИКА – Это начинается у учителя, когда он меня видит.

СЕНСАЦИЯ – А еще это, когда в школе двоечник контрольную на «пять» написал…

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ – Это, например, когда ученику в школе поставили «два», а он сказал, что получил «пятерку».

ИДЕЯ – Вот приходит она в голову врачу. Он сидит. Думает, думает… И потом изобретает какой-нибудь многоразовый пинцет!

«А могу ли я не ходить в школу?» – спросил меня однажды мальчишка. Чтобы ответить, я решила заглянуть в важные документы.

Читаем статью 26 Всеобщей Декларации прав человека. Там написано, что «каждый человек имеет право на образование… Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам…». А теперь заглянем в основной закон нашей страны – Конституцию России. О, Боже! ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО (часть 4 статьи 43 Конституции РФ). Ну, вот и доумничались! Оказывается, получение основного общего образования для граждан России является их конституционным долгом. (Впрочем, не думай, что твоим сверстникам за рубежом лучше: в Декларации записано также: «Начальное образование должно быть обязательным»).

Основное общее образование в настоящее время – это 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней  другого образовательного учреждения. По завершению такого образования обучающийся проходит обязательную государственную аттестацию. Так, что, дорогой мой дружок, в школу ходить все-таки придется. Ну, хотя бы читать, писать и считать научись. А то как же ты узнаешь, что я ответила на твой вопрос?

«Можно ли прогуливать уроки? И что за это будет?»

Владик.

Уроки прогуливать, конечно же, нельзя. Ты должен закончить 9 классов, а потом волен делать то, что пожелаешь: продолжать учебу дальше, идти работать или делать что-нибудь еще. А пока твоя обязанность – получить среднее образование.

«Я учусь в 7 классе. Все эти годы мы ходили в школу без формы. А теперь нам объявили, что мы обязательно будем ходить в форме. Имеют ли право заставить нас носить форму в старших классах без нашего согласия?».

Вика.

В каждой школе был принят основной документ школы – Устав, в соответствии с которым и строится вся организация и деятельность школы, устанавливаются правила поведения учителей и учащихся. Очень многие ребята жалуются на то, что никогда не видели этот Устав, на который ссылается педагог, когда задаешь ему «запрещенные школьные» вопросы. Устав школы является официальным документом и должен быть доступен для ознакомления (прочтения) каждому ученику школы и его родителям. Обычно такого рода документы или выдержки из них помещают на доске информации для того, чтобы каждый желающий мог с ними ознакомиться. Я знаю, что во многих школах право на предоставление информации нарушено. Чтобы исправить это положение, вы можете классом (вместе с родителями) обратиться к администрации школы (директору или завучу) с письменным заявлением о предоставлении возможности ознакомления с Уставом школы. В случае отказа вы можете обжаловать действия школьной администрации в Управление Образования города.

В Уставе школы вам нужно будет обратить внимание на два момента.

Во-первых, выяснить, кто участвовал в разработке и принятии этого документа (родители, ученики, учителя). Если ученики не принимали участия – налицо нарушение права на выражение вашего мнения.

Во-вторых, вопрос о ношении школьной формы должен быть оговорен Уставом. Но если вас не спросили, хотите ли вы носить форму, значит нарушили ваши права и не могут требовать от вас ее постоянного ношения.

«Можно ли дать по башке ученику, который не дает списывать?».

Сергей.

Я думаю, что ты неправильно подходишь к решению данной проблемы. Я хочу разъяснить тебе, что каждый человек имеет право на авторство, а в данном случае, тот материал, который ты хочешь у другого ученика списать, является его авторским произведением (сочинение, контрольная работа и др.). Таким образом, ты хочешь нарушить его законное право на авторство. Как ты думаешь, правильно ли нарушать права других людей и при этом заботиться о том, чтобы не нарушались твои права? Я думаю, что какой бы плохой или хорошей ни была твоя работа, она сделана тобой и ты можешь отстаивать правильность своих выводов и знаний. И будешь являться автором этих работ. А представляешь, если другой ученик, который считает себя сильнее, даст тебе по башке за то, что твоя работа оказалась лучше и нарушит твое право. Что же ты тогда скажешь? Помни, что помимо защиты своих прав, нужно считаться и не нарушать права и интересы других людей.

«Могу ли я учителю смело заявить, что он не прав? Я заметила, что в последнее время он постоянно меня «засаживает». За это меня могут исключить из школы?».

Ирина.

Смело заявлять учителю, что он не прав, ты можешь только тогда, когда на 100% уверена в том, что можешь отстоять свое мнение, подтвердить (научно или документально) свою точку зрения. Я понимаю твой вопрос так, что он касается учебного материала, который вам дает на уроках учитель. Для того, чтобы профессионально спорить с учителем, тебе нужно не только хорошо готовиться к уроку, но еще читать по данным темам дополнительную литературу. И если ты в каком-либо источнике (книге, журнале, Интернете) найдешь подтверждение своих мыслей (версий), ты можешь смело заявлять об этом учителю, ссылаясь на источник. Что касается второй половины твоего вопроса, то за проявление любознательности тебя никто не имеет права исключить из школы.

«Имеют ли право учителя оскорблять ученика в присутствии учеников за плохое поведение? Для кого дается звонок на урок?».

Роман.

Оскорблять вообще никто никого не имеет права. Другое дело – плохое поведение. Конечно, не совсем все у тебя плохо, – если ты сам признаешь, что плохо себя вел. Ведь, если ты балуешься на уроках, значит, мешаешь преподавателю вести урок, а значит, оскорбляешь его человеческое достоинство. Таким образом, ты нарушаешь права других людей (учителей, учеников), а хочешь, чтобы все уважали твои права. Так не бывает. Есть такое философское понятие, как «категорический императив», придумал его И. Кант. Оно звучит так: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились к тебе».

Звонок на урок дается как для ученика, так и для учителя. Нужен он для того, чтобы вы поскорей булочки дожевывали, а преподаватели меньше болтали и шли проводить уроки.

«Могу ли я подать в суд на учителя, если мне 15 лет (за рукоприкладство и нецензурную брань на уроке)?».

Юлия.

Согласно действующему законодательству право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско-процессуальная дееспособность (ст. 32 Гражданского процессуального кодекса). С 15 до 18 лет интересы ребенка защищают его законные представители (родители). Это выражается в том, что ребенок действует с их согласия (объективно говоря — родители действуют непосредственно вместе с ребенком). Однако статья 56 Семейного Кодекса оговаривает возможность, когда ребенок, начиная с 14 лет, может обратиться в суд за защитой своих законных интересов. В основном, когда родители ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности или превышают их (например избивают ребенка), а также и в других случаях. Итак, если вам 15 лет, то вы вполне можете обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда (допустим) самостоятельно, без участия законных представителей (ч. 3 ст. 32 Гражданского процессуального кодекса). Впрочем, если только судья согласиться не привлекать к участию в судебном разбирательстве ваших представителей (решит, что вы достаточно взрослый). Хотя в вашем случае было бы гораздо эффективнее написать вашим родителям жалобу на учителя в управление образования. Судебное разбирательство — долгая и кропотливая процедура и я не уверен, что вам удастся доказать свою правоту, а вот жалоба — совсем другая вещь…

«Есть ли и какие льготы для выпускников детского дома при поступлении в высшие учебные заведения?».

Анна.

По закону дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют целый ряд льгот. В том числе и при поступлении в высшее учебное заведение. Вы имеете право на зачисление на курсы по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения и обучение там бесплатно (Закон РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”); на поступление вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, в государственные и муниципальные учреждения высшего образования. (Закон “Об образовании”). Дополнительные льготы могут быть предусмотрены Уставом данного высшего учебного заведения.

 Адвокат Наталья Плахова при самой активной поддержке Пингвиненка Проши.