Сегодня:

Страшно подумать: уже 70! Впрочем, и мне, автору этих строк скоро 60. И полвека назад я и мои сверстники вовсю играли в войну, «подогретые» живыми рассказами родителей. Впрочем, у многих моих подруг отцы были всего на три-четыре года младше моего папы, эта незаметная в мирное время разница оказалась огромной стеной, с одной стороны которой были фронтовики, а с другой – дети войны. Хотя, истины ради – фронтовиками были тоже дети: посмотрите сейчас на парня 18-ти лет – первокурсник вуза…

У нынешней детворы воевали уже прадеды…

Тем ценнее нам сегодня фронтовые реликвии, трогательно хранимые во многих семьях. Об одной такой реликвии «ЧЛ» рассказал наш старый друг, автор, читатель – профессор НПИ (позвольте по-старому!) Николай Сергеевич Серпокрылов. И не просто рассказал, но и прислал скан уникального документа, о котором ниже. А пока слово Серпокрылову:

— В массе большой дети войны уже превзошли возраст своих отцов-победителей, подошли, а некоторые и вышли к пенсиону. Но есть святые и чаще всего не затрагиваемые темы — Победа над  фашизмом — в числе их. И мы, эти дети, как-то опираясь на собственное благоговение перед подвигом отцов и дедов во вторую Отечественную, не несем “на люди” частные семейные крупицы военной памяти, стесняясь и считая личным те события. Наверное, можно и так. Но я считаю — нужно по-другому! Нет для нас Второй мировой войны — только Отечественная (это тем, кто на поводу у кормящих и имущих, с короткой памятью — она мировая!).  А здесь привет из боевой жизни наших Героев …

Это альбом фронтовых рисунков из газеты “Красное знамя” 146-й Островской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии за период с 3 марта до 11 мая 1945 года. Изданный по горячим следам в сентябре 1945-го. И хранящийся в семье Михаила Павловича Костылева, моего друга по НПИ: 5 лет мы прожили с ним в одной комнате студенческого общежития.  Когда издавался альбом, Михаила еще не было на свете.  А были редактор дивизионной газеты Павел Михайлович Костылев, в будущем отец моего друга, и художник газеты Ю.А. Цишевский. Тогда “лейки” («… с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом”… — «лейкой» был фотоаппарат, главное оружие фронтовых фотокоров) были очень редки, поэтому все больше зарисовывали… И когда мы с другом встретились через 40 лет после окончания НПИ, за рюмкой “за встречу”, за Павла Михайловича, который уже ушел,  поняли: сохраненный альбом — это не только личный архив, это письмо — напоминание нам, нынешним, что такое фашизм.

Конечно, нам захотелось побольше узнать о художнике. И прежде всего: остался ли он жив? Чем занимался после войны?

Оказалось – это известнейшая личность, его имя в одном ряду с именами маститых художников-фронтовиков. 5 лет назад, в Москве, в выставочном зале Музея-панорамы «Бородинская битва» проходила выставка «Лица войны», посвященная 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Основу выставки составили 150 работ из собрания Музея, написанные художниками-фронтовиками в период с 1941 по 1945 годы. Среди них были работы Юрия Цишевского. А вот информация об этом художнике, представленная на выставке:

«Цишевский Юрий Александрович (1910–1992).

Закончил полиграфический институт в Москве. Затем был направлен в Свердловск, работал художественным редактором Уральского областного государственного издательства.5,23

Участник Великой Отечественной войны. В звании капитана был парторгом батальона 146-й Островской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии. Боевой путь закончил в Берлине. Летом 1945 г. дивизионная газета издала Альбом его фронтовых рисунков («Вот оно, море!», «К Одеру», «Переправа через Одер», «В Берлин, в Берлин!», «Бой на Шарнвеберштрассе», «У метро на Франкфуртераллее», «Капитуляция»). После победы работал в армейской газете «Победитель» (3-я ударная армия) в Германии.

В 1960-е годы – Главный художник журнала «Юность». Иллюстрировал и оформлял книги советских и зарубежных авторов для ряда издательств.

Член Союза художников СССР. Заслуженный работник культуры РСФСР».

Вот он – этот самый альбом, представленный посетителям выставки в Москве к 65-летию Победы! А сейчас, в канун ее 70-летия – нашим читателям.

Мы думали с Н.С. Серпокрыловым, как назвать нашу статью. И лишь немного изменили название, предложенное Николаем Сергеевичем. «Ветер из 45-го» — окончательный вариант. «… я почти что всеми фибрами ощущаю гарь, слякоть, грязь и весну …». Это все из далекого прошлого донес нам ветер. Ветер, который нес уже людям небывалую, невероятную, Великую Победу!

 Елена Надтока.