Сегодня:

(Окончание. Начало в «ЧЛ» № 50).

По возвращении из-за границы Черевков начал читать частный курс физиологии в родном университете.

Отчет о заграничных занятиях был представлен Черевковым медицинскому факультету в ноябре 1895 года.

В отделе имеется «Обозрение предметов и распределение лекций и практических занятий по медицинскому факультету Императорского Харьковского университета за 1907-1908 академический год».  В нем подробно расписаны лекции, которые  читал приват-доцент А.М. Черевков.

Дальнейшую судьбу Черевкова мы можем узнать из тех же «Записок Императорского Харьковского университета». Например, в 1912 году он утвержден в должности сверхштатного ординарного профессора.

Из этих же «Записок» мы узнаем, что в 1911 году профессор Черевков  стал казначеем  и библиотекарем «Общества научной медицины и гигиены» при Университете.

За период, прошедший по возвращении из-за границы и до 1905 года профессор Черевков был дважды приглашаем физико-математическим факультетом в качестве оппонента при защите диссертаций на звание магистра и доктора естественных наук по предмету сравнительной физиологии.

В отделе имеется 19 сборников диссертаций, защищенных в разное время в Харьковском университете. Все они также собраны и переплетены Черевковым.

Очень многие с дарственными надписями. Но для нас представляют интерес комментарии самого Черевкова. Например, он очень резко отзывается на посвящении к диссертации Ф. Л. Германа «Исторические материалы к физиологии дыхания». Автор написал «Посвящается врачам-товарищам, черпающим основы в своей научной и врачебно-практической деятельности, а также в истории своей науки». Черевков весьма резко критикует это посвящение. Это относится к 1897 году, и чувствуется, что Черевков уже маститый ученый, известный в научных кругах.

В те годы Харьковский университет был центром науки не только Малороссии, но и Северного Кавказа в целом. В нем трудились известные ученые. Многие из них дарили свои труды профессору Черевкову. Например, историк, профессор Безескул в 1904 году подарил свое «Введение в историю Греции»: «Глубокоуважаемому Александру Михайловичу Черевкову».

Имеются труды профессоров Багалея, в том числе двухтомник «История города Харькова».

При этом необходимо обратить внимание, что почти все книги имеют «черевковский» переплет, многие снабжены и владельческими печатями.

«Жемчужиной» Черевковской коллекции являются материалы прошедшего в 1897 году в августе месяце под Высочайшим покровительством Государя императора и под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича ХII Международного съезда врачей.

Александр Михайлович был его участником, а потом собрал и переплел все материалы.

Во-первых, это материалы иностранных и российских газет о самом съезде. Далее, предварительная программа съезда, где описываются условия проведения и участия в нем.

Каждый участник съезда должен был внести взнос в размере 10 рублей и выслать свои данные на адрес казначея съезда. Отдельно оговаривались правила участия иностранных медиков. Здесь же подшита квитанция об уплате Черевковым этих взносов.

Кроме русскоязычных правил подшиты и правила на других языках. Материалов собрано очень много, это и речи депутатов, и постановления секций и экскурсионные программы, вплоть до Третьяковки. Но для нас представляют интерес именно то, что напрямую связано с личностью Черевкова.

Например, «Билет для посещения … Съезда по улучшению отечественных лечебных местностей» за номером 479. Выписан на имя Черевкова Александра Михайловича без права передачи. Место заседания — Таврический дворец.

Заинтересовал нас и проездной билет Черевкова на съезд. Оказывается, он ехал на съезд из Кисловодска и обратно туда же. Причем, указаны промежуточные станции следования. 28 мая 1897 года доктор Черевков получил уведомление, что членские билеты будут выдаваться только в Москве по прибытии на съезд.

Подшиты и еще два важных документа — билет, выписанный на имя супруги Черевкова, которая сопровождала мужа в поездке. Изучая материалы, мы выяснили, что жены могли сопровождать участников съезда, но их проезд и проживание не оплачивались съездом. Так вот из этого билета мы смогли узнать имя жены Черевкова — Анна Матвеевна.

И самая главная информация — письмо-уведомление о получении членских взносов Черевкова. На нем указан его  адрес: «г. Харьков. Горяиновский переулок дом 13».

Таким образом, начав изучать коллекцию книг доктора Черевкова, мы смогли вкратце воссоздать судьбу одного конкретного человека, нашего земляка, что является немалым вкладом в изучение истории родного края. Как попала коллекция из Харькова в Новочеркасск, мы не знаем. Можно предполагать, что это судьбы революции и гражданской войны. Но все это ждет еще своего исследования.

Все эти данные мы опубликовали на сайте нашей библиотеки, и история получила интересное продолжение.

К нам обратился читатель из Центральной России, который интересуется историей города Гагры. Дальше я просто процитирую его письмо.

«Я интересовался личностью А.М. Черевкова в поисковых системах некоторое время назад, но ничего не нашел. Однако сегодня внезапно натолкнулся на эту статью. Я интересуюсь историей и краеведением г. Гагры периода всего XX в. (с начала основания курорта). Относительно Черевкова мой интерес связан вот с чем. В одном из приложений Путеводителя по Черноморскому побережью Кавказа Григория Москвича, 1910 г. есть план разбивки дачных участков с указанием фамилий владельцев. Согласно этому плану, два участка в разных частях Климатической станции принадлежали как раз А.М. Черевкову. С большой долей вероятности именно на одном из его участков до сегодняшнего дня сохранился особняк бывшей дачи, в советское время работавший, как санаторий. Мне бы очень интересно было узнать, не встречались ли в процессе исследования биографии Черевкова какие-либо упоминания о его Гагрской даче. Буду благодарен за любой ответ».

К сожалению, о «дачной жизни» нашего доктора ничего не известно. Но, судя по рассказам коллег-библиотекарей, отдыхавших в Гаграх, наш земляк и его дача известны,  и пользуются успехом не только у отдыхающих в санатории, но и рядовых экскурсантов.

Мне очень хочется надеяться, что родственники нашего доктора Черевкова поныне живут на территории Войска Донского и надеюсь на встречу с ними.

Если кого-то из читателей заинтересовал мой рассказ, милости просим по адресу: город Новочеркасск, ул. Буденновская, 141. Отдел дореволюционной литературы. Тел. 24-34-90.

 Ирина Касаркина, зав. отделом дореволюционной литературы центральной библиотеки им. А.С. Пушкина.

 ОТ РЕДАКЦИИ. Но у этой истории есть еще продолжение! Некто Сергей, один из пользователей «Живого Журнала» (livejournal), в кругу чьих интересов, как он пишет сам, Абхазия, Гагра, горы, море, путешествия, фотография, видимо, разыскал в Гаграх бывший особняк А.М. Черевкова.10,151

На своей страничке в «ЖЖ» он пишет о здании Дома отдыха НКПС (он же санаторий МПС), впоследствии лечебном корпусе пансионата “Скала”. И далее: «А вот кто построил и владел этим особняком в досоветский период, с полной уверенностью утверждать не возьмусь. <…> в одном из источников я обратил внимание на абзац, где указывалось, что в 30-х годах санаторий МПС расположился в одной из дореволюционных дач. Согласно плану центральной части Гагр (приложение из путеводителя Г. Москвича по Черноморскому побережью Кавказа 1910 г.) участок на склоне горы примерно в этом месте принадлежал некоему А.М. Черевкову. С большой долей вероятности можно предположить, что он и был хозяином особняка. Однако, ни на одной досоветской фотографии это здание не попадает в кадр, хотя панорамы с находящимися чуть ниже на горе гостиницами и рестораном очень популярны у фотографов того времени.

С другой стороны, гостиницы были лицом курорта, а частный особняк совсем и не должен быть объектом излишнего внимания».

 

Сейчас этот особняк стоит заброшенный, никем не охраняется. Перекрытия и крыша обрушены.

 

Сергей дописывает нам биографию доктора Черевкова, большую часть которой уже рассказала Ирина Касаркина.

 

… С 1909 по 1917 годы А.М. Черевков является профессором физиологии Харьковского университета.

К началу 20-х годов в Болгарии концентрируется большая группа эмигрантской интеллигенции: видных ученых, инженеров, врачей и других специалистов. Перечень деятелей науки, пользовавшихся широкой известностью в дореволюционной России, таких, например, как академик Н.Д. Кондаков, профессор Н.Н. Голубоковский, профессора П.Б. Струве, П.Н. Милюков, С.С. Абрамов, включал в себя более пятидесяти имен. Среди них — и Александр Михайлович Черевков, который наряду с другими врачами смог продолжить свою научную деятельность в Софийском Университете. Там он преподает физиологическую химию, а с 1922 года до конца жизни является профессором кафедры физиологии.

Похоронен Александр Михайлович на одном из русских участков софийского Центрального кладбища в 1926 году.

На снимке: особняк, который предположительно принадлежал А.М. Черевкову. То, что он впоследствии стал лечебным корпусом пансионате, доктора, безусловно, бы порадовало. Но от того, что сейчас это здание брошено и разрушается, больно и грустно нам всем.