Сегодня:

23 декабря 2014 года отмечается 250-летие со дня рождения художника Карла Брюллова. В канун этого замечательного юбилея, отмечаемого в стране, в музее истории донского казачества открыта его подлинная работа —  акварельный портрет Марии Кикиной, с подписью и датировкой, сделанными рукой автора.

Новочеркасский музей истории донского казачества располагает уникальным собранием живописных и графических портретов XVIII-XIX веков. Это – портреты, представлявшие собственность семьи последнего на Дону царского атамана М.Н. Граббе, изображающие как его собственных предков, так и предков его супруги, урожденной Всеволожской. Большая часть коллекции досталась графине Софье Ивановне Граббе в наследство от отца, Ивана Александровича Всеволожского (1835-1909). На сегодняшний день выявлено около семидесяти портретов, принадлежавших этой коллекции, разного размера и техники исполнения, поступивших в музей после национализации имущества бывшего атамана советской властью. 12 ноября 2014 года в Атаманском дворце открылась выставка этой коллекции. Работа над атрибуцией портретов коллекции Граббе-Всеволожских принесла ряд впечатляющих находок.

Среди портретов предков Софьи Ивановны Граббе особый интерес представляет детский портрет ее бабушки – Марии Петровны Кикиной (в замужестве Волконской). В книге поступлений музея он значится как «Детский портрет» неизвестного автора, русской школы ХIХ века (бумага, акварель. 12 х 14,5 см). Между тем, это вариант знаменитой акварели художника К.П. Брюллова (1799-1852), которая находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Это совершенно очаровательный портрет маленькой девочки.  Она стеснительно смотрит на нас своими большими серыми глазами с пушистыми ресницами. На ребенке платьице с небольшими воланами у горла и на груди.9,151

Портрет прекрасен своей удивительной нежностью к маленькому ребенку, он просто завораживает зрителя. Портрет из Третьяковской галереи имеет авторскую подпись К. Брюллова на лицевой стороне работы, но без даты. Непритязательный, но полный очарования маленький портрет М.П. Кикиной в детстве считается дебютом Брюллова в этом жанре. Одни исследователи датируют детский портрет Марии 1817–1819 годами, другие — двумя годами позже.

Теперь в этих сомнениях искусствоведов можно поставить точку. Портрет из коллекции Новочеркасского музея является авторским, возможно, даже первым вариантом. Об этом свидетельствует авторская надпись на обороте: «деланъ съ натуры въ 822 году Карломъ Брюловымъ». Таким образом, этот знаменитый портрет написан знаменитым художником перед его отъездом в Италию, в 1822 году.

Все желающие могут увидеть акварельный шедевр Брюллова в Атаманском дворце в Новочеркасске в экспозиции Малой гостиной в воссозданных жилых апартаментах семьи атамана.

Светлана Чибисова,

заведующая Атаманским дворцом.

На фото: портрет М.Кикиной Карла Брюллова.