Сегодня: 18 апреля 9108, Суббота

Новочеркасскому народному литературному музею Деда Щукаря и Донскому клубу юмористов исполнилось ПЯТЬ лет. Все это время творческим руководителем городского литературно-юмористического феномена был Александр Григорьевич Малашенко.

В нашем городе юмористы были всегда, по крайней мере, в последние пятьдесят лет, и они неформально клубились.

В день рождения, у входа в Шолоховскую библиотеку на Буденновской, встретила знакомую пару. Мужчина пошел посмотреть, собрался  ли народ на юбилей, потому что празднование было назначено в «прайм-тайм», в субботний полдень, и в «нелетную» погоду. Вернулся за женой со словами: «Там полно народу!»

Там было «полно» замечательных людей, которых связывает еще студенческая дружба уже в течение почти полувека. Потому что к народному музею почти сразу после его рождения примкнули новочеркасские юмористы, которых связывает общее театральное, «КЭМПовское», «СТЭМовское», «ЭКСовское» и «ТЮСовское», прошлое. И это оказалось очень кстати.

Юмористы, как и красивые женщины юмористов (в этот клуб приходят с женами), всегда кстати. Вот и в свой юбилей хотели выступить, ожидали своей очереди, перечитывали «конспекты».пятилетие2

Музей литературного героя Щукаря, который пять лет назад приютила Шолоховская библиотека (директор Виктория Колесникова), начался с маленького Уголка. Помните, как в сказке лисичка просилась на воз с рыбой: «Можно, я одну лапку положу?» Сегодня в это трудно поверить. Экспозиция развернулась на треть читального зала. Экспонаты передают не только информацию об ушедших временах, но и ощутимое тепло рук, энергетику  людей, которые пользовались этими вещами.

Собрана роскошная библиотека сатирической и юмористической литературы. Есть галерея памяти замечательных новочеркасских юмористов, которых уже нет с нами. Вспоминают их светло.

Народный музей вдохновляет, его интересно осматривать, ему хочется приносить подарки. Стоимость входного билета — просто улыбка. И здесь вы будете улыбаться постоянно. Потому что для народа, который собирается на свои заседания примерно раз в месяц, «хороши все жанры, кроме скучного». Каждое заседание клуба в музее и на просторах Донского края, на реке и даже в небе, — увлекательно-тематическое, прекрасно подготовленное и технически оснащенное. Недаром этим занимаются по меньшей мере кандидаты наук. Они же поют, сочиняют стихи и песни, рассказывают анекдоты, фотографируют, снимают кино и шутят…Отмечание красивых дат (20.02., 11.11.11), встречи-воспоминания, карнавальное шествие, плавание по реке Дон на кораблике «Виват», авиамодельное шоу, празднование Масленницы и Первого апреля — вокруг музея образовался целый каскад традиций.

Пятый день рожденья оказался грустным праздником. Александр Григорьевич Малашенко, который придумал и воплотил в жизнь идею народного литературно-юмористического музея, покидает Новочеркасск, в котором живет со студенческих лет, и уезжает к детям в Санкт-Петербург. А свое новочеркасское дитя, музей- клуб, оставляет крепко стоящим на ногах.

Александр Малашенко:

Ну, вот и докатились до первого маленького юбилея. Для нас листки календаря – это даты наших встреч. Родились свои традиции – посвящение в члены клуба, день рождения Щукаря, бабье лето, праздник всех единиц. Два городских карнавала и три «Дня юмора» с конкурсом на лучшее юмористическое произведение.  Создали галерею портретов местных юмористов и провели вечера их памяти. Продолжаем собирать книги юмористические и сатирические, уже более 250 экземпляров. Наши почитатели продолжают пополнять экспозицию предметов эпохи Щукаря (1870-1970) – музей-то народный.  Не удалось завершить работы по созданию скульптуры-карикатуры Щукаря, но надежды не теряем. И самое ценное, ради чего  хочется общаться, это слова, звучащие на каждой встрече: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».

Мы спросили у завсегдатаев клуба юмористов, которые тоже вкладывают душу в это времяпрепровождение, какие отношения у них сложились внутри этого уникального явления.

Александр Комарец:

Для меня это глоток положительных эмоций, встречи с друзьями. С ними, хотя и встречаемся регулярно, встречи всегда приятны и желанны. Мы дружим со студенческих лет. Вообще-то это счастье. Когда мы все вместе, становимся такими молодыми…Правда, уже не такими наивными.

Сергей Вотин:

Для меня это — встречи с  друзьями, общение с близкими людьми. Но душой всего этого был Александр Григорьевич. Что дальше будет с клубом с уходом Малашенко? А клуб – это дело хорошее, люди собираются интересные, заседания проходят довольно удачно. Сам праздник получился очень неплохой, было весело…

Лидия Бондарева:

Очень нравится, но очень грустно. Неужели этот клуб закончит свое существование? Для нас это была отдушина, мы общались с интересными, знающими, талантливыми людьми.

Георгий Бондарев:

Когда я ушел с работы, новую искать не стал, дома дел много. И клуб стал отдушиной. Я знаком с ребятами с институтских времен, общаемся долгое время. И у меня есть оптимизм по поводу дальнейшей судьбы клуба. Конечно, точно в таком же виде клуб не будет существовать. Малашенко заменить нельзя. Ну, что ж, будем модернизировать. Но я обратил внимание, что большинство членов клуба – 65-ти, 67-ми, 68-ми лет. К сожалению, нет молодежи. Нам хорошо, комфортно в нашем кругу. А чтобы клуб существовал как организация, нужна молодежь, нужен преемник…

Елена Вотина:

Для меня клуб, как отдохновение, взрыв эмоций, праздник посреди будней…

Лариса Мадина:

Самые радужные впечатления. Это мои друзья, с которыми прошла большая часть моей жизни. Таких людей мало: талантливые, отзывчивые, благородные. Они все благородные. Я рада, что с ними познакомилась сорок шесть лет назад. Мы все дружны, и эта дружба останется с нами. Всем, конечно, очень грустно, до слез, что Малашенко покидает наш город, несмотря на его заверения, что он будет приезжать. Но он уезжает счастливым, что у него получился музей, получился клуб…

Николай Красников:

Какое может быть отношение, если клуб – это мы сами, и как нам  самим к себе относиться? Наши встречи – это самое интересное в жизни. Может, их немного, но они оставили след.

И мы не только здесь собираемся. Дружим с институтских времен. Но важно, что собрались, и дело пошло, и дошло даже до карнавальных шествий.  Это все Малашенко. Только Малашенко мог такое поднять. Он — выдумыватель и пробиватель.

А мы – поддержатели идей. Для меня музей деда Щукаря, Донской клуб юмористов – это же мое, родное. Я родом из Базков, это рядом с Вешенской, в романе «Тихий Дон» это Гремячий Лог. Все, что описано в «Тихом Доне» и «Поднятой целине», можно найти в моих родных местах. Поэтому я – активный поддержатель!

Марина КОРВЯКОВА.