Сегодня:

В Музее истории донского казачества открылась новая выставка. Об этом проекте нам рассказали директор музея Светлана Алексеевна Сединко и заведующий экспозиционным отделом Дмитрий Владимирович Никитин.

Корр.: — Светлана Алексеевна, в Год культуры вы уже провели несколько интересных мероприятий. В их череде и новая выставка. Музей обладает уникальной  коллекцией  наградного казачьего оружия. Казалось бы,  публику удивить трудно. И все-таки вам это удалось!

Сединко: — Наше оружие, действительно, уникально. Оно являлось предметом исследований многих крупных специалистов, оружейников России. И это вызывает гордость, как вызывает гордость и тот факт, что открывшаяся  выставка уже оценена публикой.  В этом заслуга коллектива. В Год культуры и год 115-летия нашего музея очень хотелось сделать что-то необычное и запоминающееся, знаковое. Работать с фондами и коллекциями — святая святых любого музея. Каждая выставка  приоткрывает очередную страницу истории нашего учреждения. То, что представлено на нынешней, на суд зрителей выносится впервые. Это собрание  наполняло наши хранилища, и до сегодняшнего дня показать его не представлялось возможным. Нашим экспозиционным отделом разработана концепция выставки, ее автор Дмитрий Владимирович Никитин.

Корр.: — Дмитрий Владимирович, как появилась идея необычной, не традиционной для музея оружейной  экспозиции?

Никитин: — Интерес к оружию у людей был всегда. И то, что он не ослабевает, мы видим по посетителям. Музей у нас посвящен истории казачества, поэтому оружие, которое принадлежало казакам, или то, что добывалось ими в боях, в экспозициях первого этажа, на выставках, в том числе посвященной Великой Отечественной войне, присутствует постоянно и в не малом количестве.

Но в наших оружейных фондах оставалась и невостребованная часть — оружие разных стран и народов, расположенных далеко от Донского края: индонезийское, японское, китайское, эфиопское… Его казаки привозили для своих личных коллекций. Ими украшали стены кабинетов и библиотек, вешали рядом с портретами предков. Мы решили, что пришло время открыть эти фонды для широкого обозрения. Тем более, что несколько лет назад, когда главный хранитель Виктория Владимировна Науменко на музейной конференции делала доклад об индонезийских кинжалах-крисах, это вызвало неподдельный интерес у посетителей.

Формируя выставку, мы решили оружие разных эпох, разных стран и континентов — Евразии и Африки — собрать цельными комплексами в одном зале. То есть не показывать  набор десяти достаточно похожих сабель, копий или кольчуг из разных мест. Зрителям  предлагается посмотреть 10 культурных комплексов. Они в хронологической последовательности повествует об истории вооружения и его особенностях в разных странах. Начинают рассказ древние предметы из скифских и сарматских захоронений, а завершают его индонезийские кривые кинжалы, которые в ходу до сих пор. Не во всех витринах присутствует полный набор оружия и снаряжения. Но в каждой из них есть изображение, которое позволяет представить, как приблизительно выглядели воины  того времени.

 

Корр.: — Вы сказали, что представленное оружие — это бывшие  частные коллекции. Какими путями они попали в музей?

Никитин: — Пути были разными. Например,  эфиопские вещи — два копья и щит — передал конкретный человек, это казак Сучков. Он служил в начале 20-го века в Абиссинии. Через какое-то время решил, пусть и другие люди имеют возможность увидеть заморское оружие, и подарил его музею. Когда Старочеркасский музей перестал быть нашим филиалом, выделялся в самостоятельное учреждение,  щит остался в его фондах. Сейчас мы его взяли на выставку во временное пользование. Выходит, что единственный привлеченный предмет — кожаный щит. А вот эфиопский меч — шотэл, возможно, кто-то привез из казачьего конвоя, который служил в Абиссинии при дипломатических миссиях.

Индонезийский набор попал к нам уже в 80-е годы ХХ века, он приобретен у человека,  долго жившего и работавшего в Индонезии.  Все, что мы видим, до сих пор используется в стране. Особенно  кинжалы-крисы  асимметричной формы, их тройка и по сей день должна быть обязательна в арсенале индонезийских мужчин.

А вот самое древнее оружие на выставке — из археологических раскопов. Найдено совсем недалеко, в могильнике у станицы Грушевской. Это скифские времена, еще III-IV века до н.э. Шлем, произведенный в Греции, украшался перьями. К нему прилагался панцирь из медных пластин. Оружие рубежа нашей эры —  щит и меч из сарматских захоронений. Шлемы были придуманы кельтами нынешней Франции, потом использовались римской армией, как форма легионера. А вскоре это обмундирование стали изготавливать для продажи и реализовывали вплоть до Дона, по всей Восточной Европе.  Кочевники, которые здесь жили, сами этого не производили, а завозили из других стран.

Древнерусское  оружие — копье и меч — тоже было найдено в наших землях. Это ХII-ХIV века, времена татарского нашествия. Причем этот меч редкий, подобных ему вообще очень мало в музеях страны, но в нашем есть. Шлем в экспозиции — половецкий, но такие же точно носили и  древние русичи. Но большинство экспонатов все же когда-то составляли гордость частных коллекций,  с ними не расставались. Но в событиях, развернувшихся в стране в 20-е годы прошлого века,  для их владельцев уже была важна ценность только  своей жизни. Эти коллекции были советской властью реквизированы и стали собственностью музея. Польская кираса, японские мечи, персидский трезубец — откуда они? Увы, авторы многих собраний остались безымянными, в годы революции погибло столько документов.

 

Корр.: — С незапамятных времен  оружие сопровождает человека. Выставка демонстрирует успехи оружейной отрасли разных народов на протяжении нескольких веков. Понятно, что представленные экспонаты имеют много общего. А есть ли отличительные, так сказать, национальные  особенности оружия?

Никитин: — Оружие достаточно разнообразно. В каждой стране, в каждую эпоху было что-то свое. Если сравнить, например, иранские и эфиопские предметы, то они совсем разные. Хотя эфиопское оружие более древнее. Этот комплекс — щит, копье и своеобразный серповидный  меч — сложился еще в 8 веке, но был в ходу вплоть до середины ХХ века. Практически не использовали щитов польские гусары и японцы, народы Кавказа — за исключением грузин. У китайцев прерогативой аристократии был прямой меч, а кривой мог носить простолюдин.

Возьмите алебарду, это боевое оружие. Но в Китае оно использовалось и как церемониальное. При сдаче экзамена на офицерский чин, необходимо было продемонстрировать с ней определенные упражнения. А весила такая церемониальная алебарда до пятидесяти килограммов.  Японские доспехи рассчитаны только на то, чтобы остановить стрелу, а польская кираса отразит все, кроме пули. Индонезийцы все копья хранили и переносили в ножнах для сохранности, чтобы из-за влажного климата металл не поддавался коррозии.

Корр.: — Столько увлекательных историй повествуют копья и мечи, шлемы и кирасы…

Никитин: — Да. И это лишь небольшая часть информации, рассказанная вам. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Выставка стоит того, что прийти ее посмотреть. Она будет интересна и взрослому, и ребенку. Занимаясь ее подготовкой, мы и сами много нового и познавательного открывали для себя.

Корр.: Светлана Алексеевна, выставка, бесспорно, занимательна и познавательна. Как долго она будет действовать в музее? Правда ли, что после опубликования на сайте Министерства культуры сообщения о ней, уже появились заявки на организацию  “Оружия разных стран и эпох” в других городах региона?

Сединко: — Изучение музейных коллекций и их показ вызывает небывалый интерес у людей к истории малой родины, к истории страны, к истории человечества. Еще не открывшись, выставка уже привлекла внимание специалистов, предвидящих ее успех. До сентября она будет находиться в стенах родного музея и знакомить с историей военного дела жителей и гостей столицы донского казачества. Если решатся все организационные вопросы, то осенью выставка  может приобрести статус передвижной и начать путешествие по городам и весям Ростовской области.

Беседовала Женета Гридасова.