Если говорить олимпийским языком, то проблемы комплекса ЖКХ являются безусловным лидером в России, оставляя далеко позади экстремизм, безработицу, образование, медицину и остальных претендентов на «высокое» звание чемпиона. Наверняка, именно поэтому темой первой профильной пресс-конференции в Администрации стала ситуация в ЖКХ. На вопросы журналистов отвечали директор департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Сергей Безгласный и заместитель главы Администрации города по градостроительной деятельности Вячеслав Кудря. Разнообразных вопросов было достаточно много, и мы решили разбить их на две части: информационная — «Новое строительство и капитальные ремонты» и познавательная — «Памятка жильцу на выживаемость»
ЧАСТЬ 1: НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ
По словам Сергея Безгласного, капитального ремонта на общую сумму пятьдесят четыре с половиной миллиона рублей в текущем году могут дождаться 8 многоквартирных домов. Причем 60% необходимых средств идет из областного бюджета, 25% дает городской бюджет. На долю жильцов приходится лишь 15% общих затрат. Таким образом, как только выйдет постановление губернатора по формированию областного списка домов, нуждающихся в капитальном ремонте, будет согласована программа ремонтов, счастливчикам можно будет уже уверенно смотреть в будущее, ожидая выделения обещанных финансов. Для жильцов вопрос формирования фонда капитального ремонта, т.е. сбор тех самых 15% решается следующим способом. В соответствии с законом, собственники помещений в течение трех месяцев должны определиться с выбором способа формирования капитального ремонта, либо деньги будут аккумулироваться на счете регионального оператора, либо жильцы создают свой отдельный счет. После этого, в течение пяти дней, в Департамент ЖКХ должен поступить протокол общего собрания с решением, а далее, сводная информация фиксируется в Министерстве. В случае, если жильцы многоквартирных домов не успевают принять решение до 31 марта, Департамент проводит соответствующий конкурс и сам выбирает способ аккумулирования. (См. на эту тему материал также на стр. 3).
В настоящее время по данному вопросу проводит консультации отдел ЖКХ. В марте планируется расширенное совещание с участием председателей ТСЖ, представителей домов, на котором работники областного министерства будут разъяснять особенности нового подхода к формированию фонда капитального ремонта. Решено задействовать все имеющиеся ресурсы, включая интернет, для того, чтобы довести информацию до всех заинтересованных людей. Уже сейчас можно обратиться за консультацией в отдел ЖКХ по телефону 22-72-98, и специалисты департамента дадут самую исчерпывающую информацию по капитальным ремонтам. Также можно обращаться по телефону 22-40-57 в приемную департамента ЖКХ.
В сфере нового строительства в 2014 году намечается существенный скачок. Как информировал журналистов Вячеслав Кудря, в этом году горожане получат детские сады №№ 29, 65, физкультурно-оздоровительный комплекс в школе № 19, закончена реставрация и реконструкция одного из вспомогательных зданий, снабжающего теплом Вознесенский Собор. Кроме этого, начнется очень важное строительство трех детских садов в Хотунке, Черемушках и в центре города. Решается вопрос о софинансировании таких значимых объектов, как здание отделения гинекологии на ул. С.В. Мацоты, школа № 2 и детская городская больница. По другим объектам, в частности, система газоснабжения района Новоселовки, района ул. Социалистическая и Железнодорожная, строительство еще одного детского сада, ремонт больницы №4 в микрорайоне Донском, ремонт школы № 11, ведется разработка проектно-сметной документации. Уже проходят экспертизу два проекта котельных, а в начале третьего квартала, возможно, будет полностью готова вся документация и на физкультурно-оздоровительный комплекс школы №3. Ведутся работы и по восстановлению «ливневки». Уже проведено полное обследование ливневых сетей, восстановлена часть водоприемных колодцев.
Отрадно слышать о новых детских садах, которые способны существенно снизить дефицит мест для юных новочеркасцев. Но вызывает обеспокоенность количество запланированных капитальных ремонтов. Достаточно ли приведения в порядок восьми домов в год, когда уже сейчас количество зданий требующих капитального ремонта на порядок больше? К сожалению, этот вопрос пока открыт и задавать его необходимо представителям более высоких структур, чем местный департамент ЖКХ.
ЧАСТЬ 2: ПАМЯТКА ЖИЛЬЦУ НА ВЫЖИВАЕМОСТЬ
Что касается вопросов текущей борьбы жителей за свое существование в сфере ЖКХ, мы расскажем об этом уже в виде своеобразной памятки, не ссылаясь на то, кто именно из присутствующих руководителей какую фразу произнес. Пожалуй, для читателей такое повествование будет лучше всего. Итак, о наболевшем.
Почти каждый из нас столкнулся с некачественным или недостаточным обслуживанием жилых домов силами управляющих компаний. Недовольство жителей настолько велико, что уже давно пора принимать самые решительные меры к устранению причин постоянных конфликтов. Планируется ввести контроль за действиями УК. На базе департамента ЖКХиБ создан муниципально-жилищный контроль, специалисты которого вправе контролировать работу управляющих компаний и проводить инспекционные проверки. Работа ведется по любому обращению в департамент, будь то письменное заявление граждан или телефонный звонок. Кроме этого, специалисты данного направления тесно сотрудничают с коммунальной инспекцией, и возможны их совместные действия. Звонить можно по тем же телефонам 22-72-98, 22-40-57. Кстати, по этим же телефонам необходимо звонить и в других случаях возникающих неудобств — будь то пешеходный переход, упирающийся в газон, или сломанный светофор ручного включения.
В случае столкновения со всеми видами незаконных построек, особенно, если они препятствуют свободному проходу к личной собственности граждан, необходимо не только обращаться в департамент ЖКХиБ, но и писать заявления в правоохранительные органы, т.к. не в каждом случае административные структуры могут стать той инстанцией, которая решит проблему.
Масса нареканий идет в сторону Единого расчетно-кассового центра, в счетах появляются абсолютно абсурдные цифры, порой образуются странные задолженности и т.п. Сбои в работе ЕРКЦ замечены жителями с ноября 2013 года. Три месяца подряд люди нервничают, отстаивают огромные очереди, а в результате – новые неточности (мягко говоря). Что же происходит? Как работает механизм начисления и почему он дает сбои?
ЕРКЦ создан для того, чтобы аккумулировать работу по сбору информации, расчету и распределению платежей населения. При создании центра базы данных ему передали не откорректированные, и, соответственно, на приведение их в порядок нужно время. Кроме этого, люди, зачастую недополучая услуг, отказывают в платежах таким компаниям, как, к примеру, «Жилремонт», и попадают в неприятную ситуацию. Дело в том, что сумма, полученная от жильца, если она меньше указанной в квитанции, распределяется между всеми поставщиками услуг в определенной пропорции, и начинает расти долг в тех предприятиях, услуги которых владельцы квартир оплачивают.
А жильцы находятся в твердой уверенности, что оплатили. Каким образом можно избежать нечаянных долгов? Представители департамента советуют вычеркивать из квитанции тех поставщиков, которым житель платить не намерен. Таким образом будет явно видно «волеизъявление» плательщика и долг не должен пойти на другие услуги. Помимо этого, рекомендуется набраться терпения и немного подождать улучшения ситуации, т.к. информационная база постепенно приводится в соответствие и в ближайшее время все станет на свои места.
Для облегчения работы и скорейшего разрешения сложной ситуации с 1 марта 2014 года будут открыты еще несколько дополнительных пунктов ЕРКЦ. Два специалиста начнут вести прием в абонентском отделе предприятия «Водоканал», один специалист — в абонентском отделе МУП «Тепловые сети» по пр. Баклановский, 49. Остается надеяться, что этих мер будет достаточно.
Виктор Жженов.
P.S. Уже после пресс-конференции, в ходе написания статьи стали возникать новые вопросы, к разъяснению которых мы надеемся вернуться. Озвучим их сейчас, чтобы представители городских служб могли подготовиться заранее:
Достаточно ли полномочий у службы муниципально-жилищного контроля для оказания помощи населению в полном объеме? Ведь нередко контракт с УК не подразумевает и половины работ, которые необходимо производить во время эксплуатации жилого дома. Возможно, действеннее было бы начать контроль за деятельностью УК еще на этапе заключения договоров с населением, чтобы избежать трений в дальнейшем?
Достаточно ли всего двух телефонных номеров для связи с департаментом, если проблемы в сфере ЖКХ практически у каждого третьего жителя города, а это, ни много ни мало, почти шестьдесят тысяч человек?
Что делать жителям остальных домов, требующих капитального ремонта, не вошедших в списки «счастливчиков»?