ПЛЮСЫ — МИНУСЫ
Седьмого февраля 2014 года за четыре часа с четвертью до открытия зимней олимпиады, в масштабах нашего города тоже произошло открытие. В доме-музее им. М.Б. Грекова после экспонирования трио художниц выступил дуэт. Это Г.В. Горбатенко и Н.В. Беляева. Назвали они свою выставку: «Плюсы — Минусы». Прямо инь-яньский алгоритм. Многие местные и приезжие художники любят выставляться здесь. Залы грековского музея уютны и по-домашнему теплы. Стены буквально пропитаны искусством. Заведующая домом-музеем В.Н. Лиховидова всегда радушно встречает творцов.
Обе художницы закончили ростовское училище им. Грекова, постоянные участницы городских экспозиций. Работают Галина Владимировна Горбатенко и Наталья Васильевна Беликова в ДК НЭВЗа.
Группа поддержки в составе народного коллектива «Донцы» (рук. А. Половинко) казачими песнями добавили еще мажора в общий тон мероприятия. Любой вид искусства — всегда диалог между художником и зрителем, музыкантом и слушателем. Живая музыка и картины — всегда праздник. Никакие 9D-шоу не заменят творчества. Иногда слышу упрек: опять хвалебной патокой вздабриваешь свои статьи. Нет бы ядку, а то поешь, как в басне персонаж кукушке! Вспомнил анекдот: «После укуса змеи отойдите на безопасное расстояние, а то она вас может укусить». Критика — отдельный жанр со своими законами и этикой, только на первый взгляд доступной всем. Даже художественный метод в творчестве именовали критическим реализмом. Поэтому не будем смешивать жанры.
Выставка в доме-музее Грекова действительно настраивает на позитивный лад. Визуальный ряд — подтверждение этому. И здесь как раз смешение стилей и жанров — к месту. Нет одинаковых, как блины, пленэрных этюдов с одних и тех же видов местности. Зато много натюрмортов, цветочных композиций. Любимый цветок Галины Владимировны, скорее всего, ромашка. «Любит — не любит» соотносится с темой названия выставки «плюс — минус». «Куст китайской розы» интересен и техникой, и колоритом. Розовые ветки на фоне дома напоминают о буйстве цветения. Замечательны «Пионы», «Одуванчики». Пару графических работ Горбатенко исполняет в технике пуантилизма (точечного письма), основателем которого был постимпрессионист Сёра.
Еще из графики следует отметить этюд к портрету И.С. Каликиной, выполненный акварелью по сухому. В 2012 году Горбатенко была на пленэре с «мишкинцами» в Раздорской станице. По этюдам написан станковый пейзаж, украшающий головную стену. Галина Владимировна руководит творческим объединением «Мольберт» в ДК НЭВЗа и школой-студией для взрослых. Организовывать людей — сложный и неблагодарный труд, а творческих людей собрать вместе еще сложнее. Энергии этого человека можно только позавидовать.
Наталья Васильевна Беляева более спонтанна в творчестве и разнопланова. Она представила батик, беспредметные и скульптурные композиции, инсталляции. Из прикладного: целая витрина поделочных кукол, декоративные доски под названием «Декупаж», силиконовые композиции, графические постановки. Живопись Натальи Васильевны насыщенна по цвету, пастозна. Нет академической сухой строгости, есть легкость, эмоциональность. Некоторые стили в изобразительном искусстве сложно перевести на язык слов.
Живопись Беляевой можно охарактеризовать скорее музыкальными терминами. Она мажорна по тону. Если есть полотна с драматическим подтекстом, то они геометричны и тяжелы по колориту. Обыденность и так переполнена трагизмом. Люди, затаив дыхание, хватают информационный негатив, как чайки дохлую рыбу из-под винта катера, забыв о радостях и красоте мира.
Работы Беляевой напоминают детский восторг, не оформленный в строгие формы. Вдвойне приятно, что наши художницы преподают и детям, и взрослым. Искренняя любовь к искусству, заложенная в нежном возрасте, не вытравится никакими личными и мировыми катаклизмами. В арт-объекте «Бесценный груз школьных знаний» Беляева с юмором соединяет цитаты из классиков на разрисованном детском портфеле.
Чем еще подкупает творчество Беляевой и Горбатенко — искренностью. Фальшь — она всегда с претензией на подлинность. Некоторые авторы, не освоив классического искусства, от неумения занимаются современным. Потом носятся со своей «гениальностью», как с писаной торбой. А наши художники умеют писать, и вправе позволить вольный стиль.
Спасибо за положительные эмоции! Желаем авторам дальнейших творческих успехов, радовать зрителя новыми работам и приучать детей к прекрасному!
ГОРОДСКАЯ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНАЯ
А месяц назад, 15 января, в выставочном зале дома-музея И.И. Крылова состоялось открытие очередной 59-й выставки Новочеркасского городского клуба художников. Количество участников — более семидесяти человек. Гостей, пришедших поддержать, было еще больше. В исполнении трио гитаристов звучали испано-латиноамериканские мотивы: «теплая» зима хорошо сочетается с горячей музыкой.
На выставке традиционно преобладает пейзаж. Отдельный зал был выделен для художников-неформалов.
Графика была представлена блоком из трех передвижных стендов. Портрет С.З. Махина кисти Е.Т. Мамонова сделали главным акцентом в боковой контражурной витрине. Портрет действительно один из лучших на выставке. Не просто портрет, а портретная композиция с элементами изобразительного сочинительства. Птицы, речные суда и скачущие лошади сплетены в единую композицию. Великолепны два женских, в полный рост, портрета кисти В. Шуткова. Художник давно живет в Подмосковье, но старается участвовать на главных выставках Новочеркасска. «Лариса» решена в розово-фиолетовых тонах.
В память о В.Н. Репникове его акварель представили на отдельном стенде, вместе с работами его внука П.О. Карпова, совсем юного художника.
Прикладники не перестают удивлять своим мастерством. Великолепны деревья из бисера Т.И. Булгаковой. Изысканна композиция А.В. Анучиной «Мельница». Подсвечники В.С. Бессарабова, в зависимости от отделки и формы, названы: «Спортивный», «Жемчужный». От батика М.Э. Сидениной веет летом. Л.В. Елисеев как оружейник представил саблю «Донская слава» и «Охотничий нож». Как портретист Лев Викторович написал художника Н.В. Овечкина, которому тесновато в своем формате. Г.Г. Лисовская представила вышивки гладью: «Золотая осень», «Весна в окрестностях Петербурга», исполненные, как всегда, на высочайшем уровне. Необычны цветочные букеты из полимерной глины И.С. Фоменко.
Композиция А.А. Редичкина «Река Дон под Ростовом» монохромна по цветовому решению, все в охристо-коричневых тонах. Живопись А.А. Гловацкой — с архитектурными мотивами. Прямая перспектива «5-й авеню Нью-йорка»: голые деревья, на дальнем плане — небоскребы. В этом людском муравейнике есть место пространству, весне и настроению.
Карандашный портрет «Забытые станицы» Н.В. Беликовой полон мажорного весеннего настроения, несмотря на грустное название композиции. Зимние пейзажи А.А. Глущенко сдержаны по тону, но переполнены солнечным светом. «Март» и «Осины» — в лучших традициях южно-русской пейзажной школы. «Осенний жар» С.З. Махина буквально вылеплен мастихином. Участников «Мишкинских бугров» можно смело определять в самостоятельную пейзажную школу со своим почерком. Эту мысль высказал выступавший на открытии выставки В.В. Рязанов, известный ростовский историк искусства.
Из скульптур малых форм выделяется композиция Н.С. Илюхина «Неся свой крест». Художник усложняет задачи, идет от прикладных фольклорных скульптурных композиций до классических евангельских тем.
Экспрессивна по настроению живопись В.И. Коновалова. «Порыв ветра», «Город зажигает огни» близки по настроению. Своеобразны горные мотивы Приэльбрусья Е.В. Евдокимова.
Не обошлось и без критики. Ростовские художники, историки, искусствоведы предъявили серьезные претензии к экспозиции. Подборка полотен не отличалась особой тщательностью. Почти отсутствуют многофигурные композиции, мало уделено внимания бытовым темам. Следующая выставка будет юбилейной, отбор на нее будет намного строже. Огромное количество работ, разнообразных по стилю и форме — это очень хорошо. Но, к сожалению, подача, компоновка и профессиональный уровень оставляют желать лучшего. Потенциал велик, но чтобы его реализовать, нужно новочеркасцам еще потрудиться.
Сергей Шабанов, искусствовед.