Сегодня:

Виктор Водолацкий заявил о готовности отправить в Украину несколько тысяч российских казаков для помощи казакам, отделенным государственной границей

Такое заявление бывший донской атаман, теперь занимающий должность верховного атамана Союза казачьих Войск России и Зарубежья (СКВРиЗ), сделал 28 января на пресс-конференции в «Интерфакс-Юг».

— У нас есть договор о сотрудничестве и взаимопощи с Запорожским войском, с Крымом и другими казачьими организациями. И если казаки обратятся за помощью, естественно, мы ее окажем, — сказал Водолацкий. — Сколько им необходимо человек, столько и поедет. Если мы в Крым во время антинатовских выступлений в 2008 году в течение двух дней собрали пять тысяч человек, сейчас тоже без проблем столько сможем собрать. Сможем собрать и 10, и 20, и 30 тысяч человек!

Заявление верховного у самих казаков вызвало смешанные чувства. И бурные обсуждения. Тем более, что клич о помощи ни запорожцы, ни крымчане пока не кинули. Осложняется ситуация еще и тем, что в случае поступления такой просьбы официально послать казаков в Украину Водолацкий не сможет. Он уже не атаман Всевеликого Войска Донского с «параллельным» постом замгубернатора. Нынче Водолацкий руководит СКВРиЗ и возглавляет комитет по развитию авиасторения и космонавтики в Госдуме. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Если он решит идти официальным путем (в случае если  Запорожское казачество или украинское реестровое казачество все-таки напишет письмо с просьбой о помощи), то ему будет необходимо заручиться поддержкой Совета по делам казачества при президенте России. То есть переправить письмо в Совет, и тогда уже Совет будет рассматривать этот вопрос. (Скорее всего так долго и тщательно, что братья-казаки из Украины помощи не дождуться и махнут на нее рукой.) Тогда все будет на основе законодательства.

Атаман новочеркасского округа Андрей Демченко димпломатично прокомментировал заявление атамана Союза казачьих Войск России и зарубежья, дав понять, что рестровые донцы — люди служивые, принявшие на себя обязательства государственной службы, и они вряд ли куда-то поедут без решения «сверху»:

— Безусловно, мы поддерживаем своих братьев казаков-запорожцев, — сказал он. — Однако мы подчиняемся своему непосредственному начальнику — атаману Всевеликого Войска Донского Виктору Гончарову. Если верховный атаман СКВРиЗ призовет нас на помощь казакам Украины, то соберется совет атаманов Войска, где будет этот вопрос обсуждаться. Знаю, что в случае положительного решения в новочеркасском округе найдется немало желающих поехать.

Но для участия российских казаков в украинских событиях кроме официального существует  и второй путь — стихийный. Как правило казаки всегда пользовались именно им. Даже чиновники от казачества разных рангов понимают, что казаки — вольный люд, они ни с кем не советуются. У них есть «братья» в Крыму, в Приднестровье, в Абхазии, в Южной Осетии… Их туда местные всегда звали в случаях военных конфликтов, и они туда неизменно ездили. По собственному желанию. Пассионарии, что и говорить.

Кстати, тот же Водолацкий в бытность свою войсковым атаманом, никогда не отдавал официального приказа об отправке казаков на войну с указанием количества и качества личного состава. Но когда Грузия во второй раз напала на Южную Осетию, многие реестровые донцы с одобрения атамана рванули защищать непризнанную в то время республику.. И, к слову, Виктор Петрович не отсиживался при этом в своем кабинете. Мы с ним тогда встретились в дымящемся Цхинвале. На границе еще вовсю шли перестрелки, а он уже лично привез гуманитарную помощь. (Я в очередной раз была в командировке в «горячей точке».)

Так что если Водолацкий скажет: ребята, туда-то надо столько-то человек — добровольцы найдутся и поедут, как всегда ездили, в Молдавию, и в Абхазию, и в Южную Осетию. Я лично знаю нескольких, которые уже «сидят на походных вьюках».

Однако на отправку «хорошо подготовленных казаков» в Украину существует и другая точка зрения. Например, казак станицы Средняя новочеркасского округа Александр Писаревский говорит, что никто из знакомых ему казаков Новочеркасска не собирается — ни в одиночку, ни группами — отправляться в Украину, даже если к этому официально призовут атаманы ВВД. «Лучше бы с таким же рвением Водолацкий подключал казаков к решению российских проблем», — резюмировал он. К такому мнению склоняются многие донцы.

По-своему правы и те, и те другие. Кому-то надо защищать интересы «братьев» за рубежом, а кому-то — заниматься делами на собственной земле. Все зависит от темперамента, таланта и склонности ума.

Наталья Андреевская