БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ: КТО ОТВЕТИТ ЗА РАЗБИТЫЙ ТОВАР?
Наверное, каждый из нас был свидетелем, а то и участником такого инцидента. Супермаркет, кто-то задевает стоящую на полке бутылку, коробку, упаковку… Товар падает на пол – хорошо, если не разбивается. Тогда мы его хватаем и, оглядываясь на продавцов и кассира (не заметили?), тихонько водружаем на место. А если… В стороны летят осколки, по полу растекается лужа. А когда это дорогое вино? А когда ваза?! Скандала не миновать. И вот мы уже тянемся за кошельком…
Другая ситуация. Вы вынимаете покупки из корзины, выкладываете на ленту кассы. Кассир включает ленту, она резко дергается, бутылки летят на пол. Опять неприятность…
А вы уверены, что виноваты в произошедшем именно вы? А может ущерб на совести самого магазина. Давайте разберемся подробнее.
Многие потребители абсолютно убеждены в своей правоте: мол, до тех пор пока они не оплатили товар и не получили чек, т.е. не стали собственниками товара, они не несут ответственность за его повреждение или гибель. На самом деле это не совсем так.
Действительно, в Гражданском кодексе РФ есть статья 459, в которой речь идет об ответственности продавца за товар, который еще не был продан:
«Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
Продавец полностью выполняет свои обязанности, когда выдает вам кассовый чек. Об этом нам говорит статья 493 того же кодекса: «Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи … договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара».
Вроде бы, в данном случае закон на вашей стороне и пока вы не оплатили товар и не получили чек, риск за порчу товара на вас никто переложить не может. Но… Дело в том, что пока вы не оплатили товар, вы не являетесь покупателем! А значит при причинении вами ущерба магазину против вас действует другая статья Гражданского кодекса РФ — 1064, которая говорит: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Это подтверждают и Федеральные правила розничной торговли («О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»), пункт 42: «В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары«.
История выходит грустная: магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар, а если вы не согласны — добиться своего через суд. Иначе получается, что можно спокойно походить по торговому залу, испортить товар и отправиться восвояси, не возместив ущерб. Бывает, конечно, что магазин не требует оплаты за разбитый товар, если он копеечной стоимости: судиться здесь – себе дороже. Но если сумма выходит приличная, то овчинка выделки стоит, и магазин на совершенно законных основаниях может получить с вас стоимость испорченного товара.
Многие утверждают, что в цену товара заложен риск порчи. Да, в некоторых магазинах это действительно так. И магазин может пойти вам навстречу, не потребовав оплатить товар. Но никто не может запретить магазину взыскать с вас стоимость товара по закону в случае вашей вины. Кроме того, в сетях эконом класса, где стоимость товара ниже, риск порчи не вносят в цену, чтобы сделать цену дешевле. Тут администрация магазина, несомненно, потребует возместить стоимость.
И что же делать? Читать закон.
В той же статье 1064 ГК РФ есть замечательный пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».
Если вы взяли бутылку в руки и, разглядывая этикетку, уронили ее на пол, то в этом полностью ваша вина и придется вам раскошелиться. Но если вы поскользнулись на плохо вытертом уборщицей полу и свалили целый стеллаж с хрусталем и фарфором, виноват магазин: вы не должны оплачивать испорченный товар. Более того: если вы при этом разбили себе нос или сломали руку, вы имеете право взыскать с магазина нанесенный вам ущерб. Впрочем, это уже, как говорится, другая история – мы сейчас не об этом.
Еще один пример – ЧП у кассы. Вы ставите свои покупки на ленту, и часто слышите слова кассира: «Бутылки, пожалуйста, кладите». Кассир в данном случае заботится о магазине: если при движении транспортера товар падает на пол и разбивает, то вы не обязаны оплачивать стоимость бутылки – здесь полностью вина магазина.
Бывает и такая ситуация. Зима, вы заходите в магазин в объемистой шубе. Между стеллажами узкие проходы. Вы задеваете какую-то банку, и вот уже огурцы (помидоры, икра…) на полу супермаркета. Но не торопитесь доставать кошелек!
Если покупатель (покупательница) пробиралась через проход между стеллажами, да еще заставленный коробками, банками, целыми телегами с не выгруженным еще товаром, то чтобы пройти, ничего не задев, нужно быть как минимум каскадером. Здесь – вина магазина, вы не должны ничего оплачивать. А вот если вы бежали по залу, расталкивая других покупателей, вертелись в проходе, размахивали руками, игнорировали замечания продавцов-консультантов, вам придется заплатить за уничтоженный вашим «балетом» товар.
Кстати, об узких проходах. Согласно ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» расстояние между параллельно расположенными стеллажами должно быть не менее 1,4 метра. Практически тоже самое утверждает нам и СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (пункт 1.111):
Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м:
1,4 — при торговой площади до 100 м2
1,6 — при торговой площади св.100 до 150 м2;
2 — при торговой площади св. 150 до 400 м2
2,5 — при торговой площади св. 400 м2.
Если эта норма нарушена, а с вас нагло требуют денег, грозите жалобой в Государственный пожарный надзор. Поверьте, подействует: за подобное нарушение администрация магазина может быть привлечена к административной ответственности.
А теперь давайте все вышесказанное оформим для вас в форме этакой небольшой шпаргалки, которой удобно пользоваться. Итак…
КОГДА ВИНОВАТ ПОКУПАТЕЛЬ:
* если вы взяли в руки товар и по неосторожности выронили его и разбили;
* если к порче товара привело ваше неадекватное поведение в торговом зале (бег, драка, подножка кому-то, неуверенная походка по причине алкогольного опьянения и т.п.);
* если вы намеренно разбили тот или иной товар (бывает и такое – вернее, бывают и такие покупатели).
Во всех этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме. Кстати, после оплаты этот товар становится вашей собственностью, и вы теоретически можете забрать поврежденный вами товар, если он уничтожен неокончательно. В данном случае статья 18 («Последствия продажи товара ненадлежащего качества») Закона о защите прав потребителей не применяется, и вы не сможете потребовать от продавца заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный. Ведь в данном случае вы являетесь не покупателем, а ответчиком. Так что хотите забирайте треснутую вазу, не хотите – нет.
КОГДА ВИНОВАТ МАГАЗИН:
* если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, ящиками и т.п.;
* если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и взяв одну банку, вы вызываете «сход лавины»;
* если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;
* если товар разбился, упав с ленты транспортера на кассе;
В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба.
Если же ваши аргументы администрация магазина слушать не желает и продолжает требовать, чтобы вы заплатили за испорченный товар, который разбился не по вашей вине, требуйте жалобную книгу (книгу отзывов), и оставляйте в ней запись о случившемся. Требуйте также от администрации составления акта а порче товара, в котором обязательно изложите свои соображения по этому поводу, например, что в проходе было мокро и скользко (хорошо бы это сразу заснять хотя бы мобильным телефоном), что ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Сообщите в категорической форме, что вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация желает, она может потребовать возмещения ущерба через суд. Скорее всего, история на этом и закончится, потому что никакой магазин не захочет дополнительных проверок: измеряя расстояние между стеллажами, госпожнадзор найдет еще массу других нарушений, что выльется в кругленькую сумму штрафа.
Еще два совета.
Первый. Если вас попробует задержать охранник магазина, напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими частных охранных предприятий. В спорных случаях требуйте вызова полиции.
Второй. При любых действиях администрации магазина (например, при составлении акта) не давайте в руки его представителей свой паспорт или другие документы, удостоверяющие вашу личность. Просто продиктуйте свои данные. Требовать документы могут только сотрудники полиции, но не продавцы или охранники.
Запомните, куда вы имеете полное право пожаловаться в следующих случаях:
— мокрые полы, неустойчивое расположение товара на полках — в Роспотребнадзор;
— узкие, загроможденные проходы между стеллажами — в Государственный пожарный надзор.
Так что, отправляясь за покупками в магазин, не теряйте бдительности и осторожности. И не забывайте о том, что закон вы теперь знаете – остается только применять!
Татьяна Владимирова.