Сегодня: 24 ноября 8419, Воскресенье

НЕРАВНОДУШНЫМ  ВДУМЧИВЫМ  ВЗГЛЯДОМ…

«Власть одного человека над другим губит, прежде всего, властвующего»

Л.Н. Толстой.

«Ты царь: живи один».

А.С. Пушкин

Позвольте вначале немного не по теме. Усилия новой дирекции театра видимы всем, приходящим в него. Растяжка на фасаде с названием премьеры. Удобные, практически домашние, мягкие, уютные кресла в фойе первого этажа. Продажа цветов перед входом в зрительный зал, что очень удобно для тех, кто пришел на спектакль сразу после работы или учебы. (И мы увидели, без преувеличения, море цветов, подаренных артистам).

А несколько премьер за короткое время? А приглашение интересных режиссеров со стороны?

***

О чем «Лев зимой»? Каждый увидит свое. Пьеса многопланова. Мне, тем не менее, хочется обратить внимание на ее актуальность. Властитель и его любовь к фаворитам, как и его нелюбовь к другим. Насколько он свободен от своих близких? Можно, конечно, упрятать свою жену в монастырь или в замок, тюрьму, развестись с ней, но упростит ли это жизнь короля?! Можно позволять себе любые прихоти и вольности, но что это дает лично властителю? А что дает возглавляемому им государству?

А что главнее: власть, принадлежащие государству земли, владения или  преданность родственников?! Король разрывается. Государственные интересы входят в противоречие с его привязанностями, с его личными интересами, с интересами государства и интересами его родственников. Но нам напоминают, а мы так и считаем, что государственные интересы должны стоять выше! Иначе гибель королевства. Так было всегда и везде. Может ли властитель найти согласие, компромисс? Кто унаследует власть?! Это так важно не только для короля, но и для страны. Все эти вопросы звучат со сцены. И это близко нам, живущим сегодня в нашей стране. Мы становимся свидетелями душевного и духовного конфликта Генриха и его окружения.

Генрих II одинок! Те, кого он любил, предают его. У каждого из них свои планы, свои интересы. Им тоже хочется власти! Нам зримо показали, что Власть – наркотик, лишающий разума.

Обратите внимание и задумайтесь: случайно ли автор пьесы поместил действие в Рождество? Где здесь христианская любовь? Где следование заповедям Христа? Нет, не случайно Джеймс Голдмен постоянно напоминает зрителю, что все мерзости в отношениях происходят в Рождество. Так росла и крепла власть английского королевского двора.

Хочется надеяться, что уже завтра хотя бы нескольких человек заинтересует кровавая и аморальная  история Английского королевства, дабы не мечтать об этой стране, не восторгаться теми, кто смог вписаться в английский менталитет, получить образование в Кембридже или Оксфорде. И не надейтесь, что сегодня в Англии все по-иному. Вспомним хотя бы жизнь и смерть принцессы Дианы.

Первый показ спектакля прошел триумфально! Да, мы уже знаем, что зритель с пониманием и вниманием вникает в смысл серьезных постановок на сцене нашего театра. Вспомните «Антигону». Весь состав играл великолепно. Но особо хочется сказать об исполнителе роли короля. Актер Коняхин, не сомневаюсь, за спектакль потерял в весе несколько килограммов. Отдача была колоссальная.

Есть ли критические замечания? Конечно. Но их мало, речь не о них, и, думается, режиссер сам их увидит и устранит.

Браво, театр!

 Павел Захаров.