Сегодня: 19 апреля 8871, Воскресенье

Выставка галереи портретов дома Романовых, исполненная в акварели Людмилой Огановой, членом Союза художников России, была представлена в стенах ЮРГТУ (НПИ) им. М.И.Платова в дни празднования 106-летия со дня его основания. В Крытом дворе главного корпуса развернулась экспозиция акварелей из 44 работ, посвященная представителям династии Романовых, сыгравшим свою историческую роль и в основании г. Новочеркасска, и политехнического института, скрепивших своей высочайшей подписью соответствующие Указы.

Тема «400 лет династии Романовых» выбрана на удивление смело и ответственно. Исторические персонажи требуют особого подхода – знание характеров, родословной, исторических событий, но при этом – это люди, переживающие за своих близких, за судьбы народа, страны.

В каждом образе, созданном Людмилой Огановой, виден человек – умный, сильный или слабый, со своим характером. Очень выразительны глаза, состояние души. Хочется долго всматриваться в лица, удивляясь мастерству художницы в изображении глаз, цвета кожи, волос, одежды. Ничего вычурного, помпезного, торжественного. Кажется, что это обычные люди, и такое ощущение исторических персонажей удивляет, притягивает, заставляет задуматься, посмотреть на них с другой, просто человеческой стороны. Таковы «Марта Скавронская» — будущая Екатерина I, жена Петра I, Екатерина II – еще юная княжна, в будущем – просвещенная империатрица, переписывающаяся с Вольтером и Дидро; Елизавета Алексеевна, жена Александра I.

В каждом портрете чувствуется глубокая продуманность цвета одежды, причесок, украшений, тканей тех, далеких времен. И что еще удивляет: портреты выполнены в сложной технике акварели. Маленькие портреты почти миниатюрны. Созданы в классической традиции школы русской акварели, они прописаны тонкими лессировками. Нежные оттенки, тонкие переходы цвета, правдивость – все это изумляет зрителя. Другая техника в больших акварельных листах – а-ля прима, то есть по-сырому. Эта акварель чистая, звучная, как бы оживляющая образы и пространство, из которого они будто бы выступают.

Совершенно неожиданно передан образ старца Григория Распутина – язвительно-печальная полуулыбка, многопонимающие, печальные глаза, затаенность. Таинственный персонаж, сумевший творить чудеса и держать императорскую семью в полной зависимости. И сам  Николай II, последний император России, представлен в интерпретации автора как незавершенный,  будто бы наполовину стертый временем в череде последующих трагических событий истории.

Каждый портрет – это вдохновенный труд художницы, глубокое осмысление, свободное владение техникой. Галерея русских царей, представленная на этой выставке Людмилы Огановой, будет долго вспоминаться с удивлением и радостью.

 Татьяна Кириченко, поэтесса.