Сегодня:

Прошел почти месяц, как Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской открыл свой 189-й сезон. Приветствуя публику на открытии, директор театра Полина Конышева рассказала о творческих планах коллект ива на ближайшие месяцы, посулив взрослому зрителю к концу ноября премьеру драмы Дж. Голдмена «Лев зимой», юной аудитории – увлекательную сказку «Принцесса-русалочка» и, кроме того, новую программу шоу-кабаре, давно полюбившегося новочеркасской публике. Но все эти радужные перспективы осуществятся не раньше начала зимы. Пока же давайте припомним, чем порадовал, о чем заставил задуматься и какие впечатления оставил горожанам театральный октябрь.7,343

 Да здравствует Талия

Октябрьская афиша сразу привлекала внимание прохожих. «Одни комедии», — заметила остановившаяся рядом потенциальная зрительница. И впрямь. Комедия-водевиль «Беда от нежного сердца», музыкальная комедия «За двумя зайцами», авантюрная комедия «Примадонны». А еще «Брачный договор», «Слишком женатый таксист», «Проделки Ханумы», «Лес». Еврейская комедия, кавказская, отечественная классическая, даже американская и, наконец, с украинским прононсом, короче, на любой вкус. Спектакли-премьеры и те, что уже закрепились в репертуаре. Возникал вопрос – случайно ли так получилось или в этом октябрьском подборе был заложен некий тайный смысл? Попробуем разгадать.

Мудрец сказал: «Мир уцелел, потому что смеялся». Так может именно в осенние промозглые, сырые и тусклые дни нам и нужна мощная поддержка из легких музыкальных историй с меткими шутками, яркими танцевальными номерами, веселыми куплетами и лукавыми песенками? Чтобы не закиснуть, не заскучать, не впасть в английский сплин, то бишь в российскую хандру. Тем более что в каждой комедии есть только доля комедии (перефразирую известное выражение о шутке), а прочие доли могут быть наполнены драматическими перипетиями, мелодраматическими деталями, даже трагическими оттенками, как в той же комедии А.Н. Островского «Лес». И тогда, сохраняя на лице улыбку, зритель вдруг почувствует вкус невидимых миру слез. А там, глядишь, неожиданно для себя вдруг испытает катарсис, очищение души искусством, в том числе и искусством незатейливой на первый взгляд, смешливой баловницы – музы комедии Талии.

 Рок-н-роллом – по  нежному сердцу

Сезон открыла комедия-водевиль по пьесе драматурга 19 века В.Соллогуба «Беда от нежного сердца». Это проверенное временем сценическое произведение только на моей памяти ставилось в Новочеркасском театре трижды, словно Феникс возрождаясь из пепла небытия и пользуясь спросом у почтеннейшей публики – уж больно выигрышна тема, весел и легок сюжет. Позапрошлый век, богач-откупщик с сынком «на выданье», ловкие маменьки, жаждущие выгодно пристроить дочек, бойкие сверх меры девицы, охотящиеся на сего «вьюношу» с его любвеобильным сердцем и, конечно же,  кроткая бесприданница Золушка (в пьесе – Настенька). Каждая постановка насыщалась мелодиями, популярными в данное время, а тексты хитов века ХХ видоизменялись, отражая водевильные метаморфозы и характеры персонажей.

Вот и нынешнее воплощение старинного водевиля на вечную и всегда актуальную тему любви представляло собой нечто особенное – словно в старые меха влили молодое невыигравшее вино, так все в нем буквально кипело  страстями и булькало энергичными ритмами. Оставив без изменения классический  сюжет, как основу, постановщица (заслуженная артистка РФ Ирина Шатохина) предложила зрителю  весьма аппетитное сценическое блюдо, разнообразив его интересными мизансценами, сдобрив сочной, с перчиком трактовкой характеров персонажей, изрядно начинив  современными попсовыми  мелодиями,  тем приблизив стародавнюю историю к пониманию и разумению  молодых зрителей века 21-го, и, наконец, украсив отображающими эпоху костюмами. Элегантная сценография художника–постановщика Светланы Неделькиной  стала достойным обрамлением сему зрелищу.

Но спектакль все же оставляет впечатление неоднозначное.  Когда из головы выветриваются  забойные навязчивые  ритмы, и без того давно набившие оскомину звучанием из всех аудиоисточников, недоумевающий серьезный зритель, рассчитывавший на классическое прочтение любимого водевиля, пытается разобраться – а что не показалось? Все было ярко, звонко, буйно, весело, с дымом и мыльными пузырями, местами развязно, но смешно, короче, рука мастеровитая чувствуется.  Но… Вокальных номеров в спектакле я насчитала около 15. После чего со счета сбилась. Как говорится: «Поют все!» Конечно, если отринуть неприятие использованного  в водевиле музширпотреба, исполненного тем не менее артистами  с полной отдачей, чувством и нервом, то можно заметить и оценить прикольность выбора именно этих эстрадных опусов и остроумность переделанных в них – для вящих водевильных нужд — текстовок. И головой понимая, что не могли  маменьки века позапрошлого  знать танец рок-н- ролл, поделать с собой ничего не можешь, начиная хлопать вместе  с  залом, когда, тряся оборчатыми юбками, начинают выкидывать рок-н-ролльные коленца  две пожившие матроны: Кубыркина (сочно исполненная Людмилой Ильиной) и Бояркина (Ольга Баркова и заслуженная артистка РФ Людмила Фадеева — а я видела обеих исполнительниц, играющих в очередь — и обе отменно хороши). И этот их танец – сплошной восторг и бурные аплодисменты.

Конечно, зрителю, не переносящему пресловутую попсу на дух, но обожающему классику водевильного жанра, придется если не полюбить «творчество» Билана и Натали, то по крайней мере смириться с его использованием здесь – ради самого водевиля. Уж больно прелестная, знаете, вещица. Ну а каково время, таковы и песни. Ничего не поделаешь.

Что еще вызвало недоумение? Шутка Кати из Тамбова о снятой с Ермака цепочке. Ну, не читается она залом, не смешна, а, скорее, нелепа. Где Ермак, а где Тамбов? Да и Соллогуб, думаю, отказался бы от соавторства. И пару слов  к вопросу о костюмах. Сброс платья и пение оставшейся в неглиже девицы сюжетно, конечно, оправдано, но глаз режет. Да, Маша у себя дома, но дом–то их приличный, а не публичный. Понятно, что это ход конем и приманка для представителей публики «мужескаго» пола, и все же хотелось бы более тонкого подхода к данному предмету. Ну, к чему полуобнажать деву из девятнадцатого  столетия столь явно? Дайте фантазии зрителя разыграться, дайте пофантазировать — а что там за глубоким разрезом, за узким корсажем юной кокетки? Не лишайте сладостного удовольствия самому разгадать эту пикантную маленькую тайну. Иначе нежные сердца зрителей, и прежде всего мужские, могут быть разочарованы и даже огорчены.

И о персонажах и исполнителях. Образы папеньки Золотникова (Игорь Лебедев) и обеих маменек выписаны широкими, практически гротескными мазками, почти без нюансов, чтоб уж наверняка знакомо и смешно. Дочки тоже не лыком шиты и, пожалуй, дадут фору современным девчонкам в мастерстве клеить кавалеров и отводить им при необходимости глаза.  Что до главного героя — сына откупщика (убедительная работа Александра Войнова), то подобные влюбчивые Саши есть в каждом веке, они узнаваемы в своей забавной беспомощности перед каждой женской юбкой, тем  смешны, тем и жалки. А уж Машенек и Катенек, подобных водевильным Екатерина Бычкова И Юлия Пархоменко) хоть пруд пруди. Да, собственно, и бескорыстные Настеньки (трогательное исполнение Валерии Дыбы) все еще не перевелись.

Впрочем, сколько людей, столько и мнений. Днями служительница театра сказала своим знакомым: «Приходите завтра. У нас будет «шикарный спектакль». Имела она в виду «Беду от нежного сердца». А почему бы и не сходить? Давайте пойдем. И убедимся сами – в чем там шик, а где – пшик.

 Молодцы, что мы пришли

Вторая премьера сезона – комедия «Брачный договор» по пьесе израильского автора Э.Кишона, случившаяся через неделю после первой – 11 октября, оставила  яркое и приятное театральное послевкусие. Поставил спектакль режиссер Павел Рукавицын, он же насытил его музыкой, создав интересную гармоничную партитуру действия. Веселый бег мелодии на смене картин, неожиданно не микширующийся с выходом действующих лиц, а лишь притихающий до поры, чтобы в нужном месте и в нужное время выплеснуться вновь. Ностальгическое адажио шарманки в руках героини. Еврейские мотивы веселья и грусти. Все это было легко и органично для слуха. Художник-постановщик Лариса Сильванская предложила уютные «семейные» декорации, достоверные и удобные для актеров, в приятной глазу цветовой гамме.

На главные роли режиссер пригласил мастеров сценического перевоплощения. Александр Коняхин в роли Элимелеха Борозовского, сантехника, повернут и зациклен на своих трубах и насосах. Его  жена  Шифра (заслуженная  артистка  РФ Валентина Иванкова) мягка, кротка, терпима, но все до поры. До того часа «Х», пока супруги не станут искать официальный документ, подтверждающий их брак. Оказывается, без предъявления его их единственная дочка  Аяла не может выйти замуж и быть счастлива. Да-да, такие вот порядки есть в Земле Обетованной. Но нужная бумага как сквозь землю провалилась. Да и была ли она вообще? А если нет документа, значит и супружество — фикция? И дочь незаконнорожденная? И отношения теперь  уже не мужа и не жены несостоятельны? Как странно, что обычный клочок бумаги с печатью может так много значить, чтобы привычная жизнь разрушилась, как карточный домик.

Все в комедии «Брачный договор» странно, запутанно, нервно  и забавно и все предстоит разрешить, пережить и перечувствовать ее героям. Валентина Иванкова в роли мудрой Шифры как всегда блистательна – где надо лирична, где надо резка и даже грозна. Александр Коняхин не уступает своей сценической супруге и также весьма хорош и достоверен.

На должном уровне с главными  персонажами  выступают герои рангом пониже. Это  прыткая одинокая соседка Яфа, имеющая недвусмысленные виды на в мгновенье ока лишившегося уз брака мужчину (заслуженная  артистка  РФ Людмила Фадеева), и милочка – дочка, гордая своим психологическим образованием (Валерия Дыба). И,  несомненно, остается в памяти эпизодическая роль ее жениха Роберта (Олег Хаустов) – типично  еврейского  маменькиного сынка, а это, поверьте,  совсем особая разновидность; как говорится, тот еще сахар.

Первое и самое сильное впечатление от спектакля – стремительный, динамичный.  Летит, как на крыльях. Но все тут ясно – понятно. Тема семейная – она беспроигрышная и всем близка, а если еще хорошо выписана и отлично разыграна, то вызывает мгновенный отклик зала. Уставшая от домашнего диктаторства мужа Шифра бросает ему: «Знаешь, когда я тебя люблю? Когда тебя нет дома!»

В зале понимающие смешки. Мать объясняет дочке, спросившей: «Разве наш папа худший из всех?» — «Он не худший. Такого я давно бы бросила. Он  из тех, о ком можно сказать – хороший. Его невозможно бросить».  И в зале раздаются соглашающиеся  робкие хлопки. А уж на утверждение Шифры: «Брак хоть и не тюрьма, но вечный трудовой лагерь» в ответ звучат обвальные радостные аплодисменты. Как минимум, ползала смеющихся «лагерниц» приветствуют свою подругу по семейному счастью.

«Молодцы!» — слышны были возгласы публики, когда актеры, отыграв, вышли на поклон. А чуть позже:  «Молодцы, что мы пришли на спектакль», — подвела итог одна из трех подруг бальзаковского возраста. Значит, и проняло, и за живое задело.  А чего еще можно желать от спектакля с таким многоговорящим названием?!

 В мире Заек, Котеек, волшебных колец

Каждое воскресенье в 12.00 в театре поселяется Сказка. Она выходит из-за кулис на сцену и удобно располагается в волшебных декорациях. Она выводит своих героев – добрых и не очень, веселых и не слишком, превращает всякие пустяки во что-то необыкновенное и завораживает своих маленьких зрителей. Когда зал полон, как в прошлое воскресенье на сказке Бориса Шергина «Волшебное кольцо», это великолепно. Вполне взрослые ребята, затаив дыхание, следили за развитием сюжета про незадачливого Ваньку (Степан Деманов), его колоритную Мамку (заслуженная артиста РФ Людмила Фадеева) и их домашних любимцев – юркую собачку (Анна Чакуста) и игривую кошечку (Людмила Ильина). Когда же Ваньку кинули в темницу (люк под сценой), то девчонки и мальчишки с первого ряда привскочили со своих мест, чтобы лучше видеть. А про малышей могу только сказать, что были они в сказке по самую маковку. И хлопали так, что взрослым еще поучиться.

Если же на сказке в зале остаются свободные места, это всегда жалко. Ведь актеры нашего театра, следуя завету великих учителей театрального дела, играют не только так же хорошо, как для взрослой публики, а еще лучше. Но пустые кресла по соседству не мешали малышне доверчиво впитывать в себя поучительную историю Зайки-Зазнайки (артист Александр Войнов). Зайцы и Зайчихи распевали симпатичные песенки. Трепетали на их головах чудные заячьи ушки. Очаровательные юбочки Молодой и Старой Зайчих, расшитые морковками и ромашками, игриво покачивались. Кокетливая Лиса (Ольга Баркова) и простофиля Волк (Олег Хаустов) тоже были при деле – норовили поживиться если не петухом, так зайцем. Когда стащивший у сони-охотника ружье Заяц Кося распевал: «А я стреляю метко, недаром что косой», ребятня кричала горе-охотнику: «Зайцы ружье унесли!». Правда, стрелять оно в середине сказки не стало, а выстрелило в конце – по завету Константина Сергеевича Станиславского. Эта известная сказка Сергея Михалкова поставлена актером театра Игорем Лебедевым еще в 2003 году и с успехом существует в репертуаре вот уже 10 лет, а в первое воскресенье октября состоялся 507-й спектакль. Согласитесь – дата! В финале осознавший свое зазнайство хвастунишка Кося просил прощения у своих ушастых собратьев, а заодно ненавязчиво учил детей в зале, как надо это делать. И зал охотно и дружно вторил ему: «Простите меня, пожалуйста, я больше так не буду». «Не буду», — опаздывая, повторял малыш лет четырех рядом. А один вежливый мальчик сказал напоследок кланяющимся актерам: «До свиданья». Значит, этот юный зритель еще не раз придет на встречу с доброй и веселой сказкой, которых в репертуаре Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской немало. Ждут детвору «Котенок по имени Гав» и «Великий лягушонок», рады встрече с малышами герои сказок «Теремок», «Трям! Здравствуйте!» и «Приключения маленького Мука». Репетируются новые сказки, и они на подходе. Так не забудьте, ребята, в воскресенье, в 12.00. И тащите с собой в театр мам и пап, бабушек и дедушек. Здесь они войдут во вкус, разлакомятся и обязательно захотят посмотреть спектакли для взрослых, которые уже заявлены в ноябрьской афише. А это опять же народная музыкальная комедия «Бабий бунт» и трагифарс «Снег над нашей любовью», музыкальная комедия «Вперед, гусары!», комедия «Супница» и комедия-фарс «Сюда бы пару мужиков». И, конечно, премьера пьесы «Лев зимой”, ставит которую режиссер по имени Олег Ефремов. Понятно, что однофамилец знаменитого своего тезки. И все же интрига в этом совпадении, кажется, есть. Сезон открыт. Театр ждет. Комедии блистают.

 Лариса Лиховидова,

член Союза журналистов России.

 Фото автора.