Мы продолжаем знакомить наших читателей с национальными общинами и народностями, проживающими в Новочеркасске. Проект реализуется совместно редакцией газеты «Пробизнес» и региональным общественным движением «Центр семейной политики».
О своих земляках рассказывают Председатель Совета народностей Дагестана, проживающих в Новочеркасске, Камалдин Муртазалиев и представитель аварцев в Совете народностей Дагестана Шейхмагомед Магомедов. Много лет живут и работают здесь, закончили новочеркасские вузы.
«Писать про хорошее и добиваться хорошего»
Так обозначил основную идею этого цикла публикаций его инициатор и вдохновитель, член совета регионального общественного движения «Центр семейной политики» Вардан Минасян. Да, межнациональные отношения переживают не лучшие времена. Но почему не расширить своё восприятие другого народа, познакомиться с его обычаями, культурой, историей?
– Официально Совет народностей Дагестана был зарегистрирован два года назад. В него вошли по два представителя от каждой народности, которая живёт в Новочеркасске. Всего 24 человека. Но до этого в 60-70-х годах дагестанцы-земляки собирались 9 мая, это в основном были студенты, которые учились в Новочеркасске. Вспоминали своих дедушек, устраивали спортивные турниры. Среди основателей этой традиции – ныне преподаватели ЮРГПУ (НПИ) –Б.Г. Гасанов, Н.М. Мамаев. Эти встречи продолжаются и сейчас.
-Участвуют ли представители дагестанских народов в концертах, фестивалях, культурных мероприятиях?
— Да, участвуют. У нас есть кружок кавказского танца, которым руководит Салман Салманов, имеющий профессиональное образование. Туда ходят и девочки, и мальчики, и дагестанцы, и русские — все, кто интересуется. На праздновании Дня города они выступали на площади, в национальных костюмах. Мы бы хотели, чтоб почаще нас приглашали туда, чтоб показать, как это красиво. Сейчас обсуждаем с администрацией города такую идею, чтоб национальным диаспорам выделили общее помещение, чтоб мы могли развивать и показывать нашу национальную культуру. И нашим ребятам объяснить, что собраться можно и потанцевать.
— На каких языках вы разговариваете при встрече?
— Общий язык – русский. В Дагестане до 4 класса преподают на родном языке, а потом – на русском. Мы заканчивали русскую школу.
— Есть возможность сохранять национальные языки? Говорят, что малочисленные национальные языки умирают…
— Это не так. Каждый у себя дома разговаривает на своём родном языке. И когда дети уезжают на каникулы домой к бабушкам-дедушкам — в селе в горах на своём языке разговаривают. Хотя, конечно, сейчас и в сёлах всё больше людей знают русский.
— В Дагестане много древних ремёсел и искусств – а есть ли в Новочеркасске мастера, которые родом из какого-то села, где это искусство процветает, и здесь его продолжают?
— Студенты есть, вырезают по дереву письменные деревянные принадлежности. Для коммерции, бизнеса – вряд ли. Но если в их семьях этим занимались – конечно, и они перенимают.
— С другими национальными общинами вы работаете, какие-то проекты общие есть?
— Обсуждаем. Думаем встречи между собой проводить, праздник какой-то вместе отметить. Например, есть у дагестанцев праздник национальный – мы бы организовали и пригласили гостей. Представили нашу национальную кухню, показали свои танцы, фильм у нас есть о Дагестане. Но пока нет опыта в проведении таких мероприятий.
Я высказала предположение, что в организации таких национальных праздников как раз мог бы оказать содействие Консультативный совет при Администрации города по вопросам межрелигиозных и межнациональных отношений.
— Если чаще встречаться, узнавать друг друга, тем меньше предубеждений.
— Мы готовы в любой городской программе участвовать и сделать всё, что можно, привлекать всех, потому что хотим обезопасить молодёжь. Наши дети здесь выросли, а мы больше беспокоимся о тех студентах, которые приезжают.
«Ну, как, земляки, живёте?
Одна из главных неусыпных забот членов Совета – студенты, приехавшие из Дагестана. В основном они поступают на механический, строительный факультеты, энергофак. Члены общины проводят с ними встречу в начале учебного года, но знают, что самое сложное – впереди:
— Изначально они чувствуют «свободу» — ведь дома родители или родственники следят. А когда начинаются проблемы, наши ребята думают, что именно к ним относятся предвзято. Мы напрямую работаем с университетом, сразу малейшее что-то – звонят из деканата. Особенно тесная связь с заместителями деканов по воспитательной работе. Проректор по режиму М.И. Лабунец, очень уважаемый человек, тоже жёстко контролирует это всё, сразу звонит — срочно приезжайте, ваши студенты что-то там натворили…В университете правильную линию взяли- когда узнали, что мы есть, сразу начали связываться. И даже когда угроза отчисления — вызывают нас: вот у него 20 с лишним пропусков, или проблема с поведением в общежитии, его по идее должны отчислить, — поговорите! И когда их собрали — декан, замы, куратор, и мы там – было видно, что им стало неприятно и стыдно. Дали слово, что исправятся. Или бывает — ну хочется пофорсить, могут в машине музыку громко включить, но не понимают, что это воспринимается окружающими не очень хорошо. Поэтому мы и создавали этот Совет, чтоб объяснить те нормы поведения, которых тут придерживаются. Мы также приглашали выступить перед студентами представителя Духовного управления Республики Дагестан.
— Как это восприняло руководство ЮРГПУ (НПИ)?
— Насторожённо, конечно. Но тем не менее, он выступал на территории Университета, значит, руководство понимало пользу такой встречи. Он говорил, что вызывающее поведение вас не украшает, наша религия говорит, что вы должны быть воспитанными, показать свою культуру, а не своё бескультурье. Мы даже хотим чтоб он ещё не раз приехал, посещал ребят в общежитиях, и если придётся – пристыдил их, если какой-то беспорядок в комнате.
— Хотя мы и сами ходим. Утром приезжаем, заходим в комнату, без звонка, без предупреждения – «Ну как, земляки, живёте?» — Пока, честно говоря, на тех ребят, которых курируешь, особых нареканий не было. Или подходишь к коменданту – есть ли жалобы на наших ребят? Конечно, есть студенты, на которых поступает немало жалоб, и толку никакого. Но всё равно от них отворачиваться нельзя, они же наши, дагестанцы, и их надо воспитывать.
— Пожалуй, и среди русских таких «трудновоспитуемых» немало…
— Да, но мы за наших в ответе. С ними что-то случится, их родители приедут и скажут – ну, что ж недоглядели, упустили парня.
— А родители приезжают? Удаётся связь поддерживать?
— Конечно, бывает, и среди ночи звонят, если что-то происходит.
— У нас в основном есть все телефоны родителей наших студентов. Мы им говорим – не хочешь нас слушать, мы твоего отца вызовем. И пол-Дагестана будет знать, что отец поехал воспитывать сына. И нет такого, чтоб отец приехал и заступался за сына, оправдывал его. Он говорит – вот как раз у нас пастуха не хватает, поедешь овец пасти – или учись. И это работает. В Дагестане 6-7 только крупных гидростанций, работы валом. Мы до них хотим донести: смотрите, ребята, те, кто с нами учился, выходцы из НПИ, именно из энергофака, в основном занимают руководящие посты на этих гидростанциях. Они очень востребованные специалисты, потому что и учились хорошо, и подготовку здесь дают хорошую – и раньше, и сейчас. Приводим в пример: вот с вашего села парень – он главный инженер, потому что у него мозги! И не думай, что папа твой деньги даст и устроит тебя на престижную работу – учись! И тогда у тебя и должность будет хорошая, и зарплата достойная.
— Кстати, наши студенты создали свою организацию — Ассоциацию Молодёжи Дагестана. Мы хотим их задействовать, чтоб они помогали наводить порядок возле своих же общежитий, участвовали в делах, в жизни университета, чтоб поменялось мнение о дагестанцах.
«Как бы к Богу домой зашёл»
— Я знаю, что в Дагестане живут люди многих вероисповеданий, и там хорошие межнациональные отношения. – говорит Вардан Минасян. — Никогда не слышал, чтобы в Дагестане народности враждовали между собой.
— Испокон веков всегда жили дружно! Пока не пошло это радикальное религиозное движение из арабских стран. Сейчас молодёжь легко переманить в нехорошую сторону. А мы воспитаны на религии родителей, и, естественно, детям своим хотим передать это. Мусульманам положено молиться 5 раз в день, но хотя бы в пятницу, это у нас считается священный день, когда обязательно нужно ходить в мечеть. Мы на Татарке купили дом, своими руками отремонтировали, теперь у нас есть небольшой молитвенный дом. И каждую пятницу туда собирается всё больше и больше людей, в том числе и ребята-студенты. И кто только ни приходил нас проверять. А нам скрывать нечего – вот, смотрите, какая литература, здесь нет ничего запрещённого. Но вот почему-то есть стремление этот дом закрыть, борьба какая-то идёт. А ведь эти 2-3 часа люди заняты благим делом, это воспитание в традициях предков.
— А вы не выносили этот вопрос на Консультативный совет по межрелигиозным и межнациональным отношениям?
— Пока нет. Вопрос о закрытии молельного дома пока так прямо не стоит. Просто есть какое-то недоверие.
— Но если кто-то продвигает эту мысль, может быть, лучше сразу это открыто обсудить? — — — Администрация в курсе. Мы хотим, чтоб они увидели в этом положительное явление. Ведь не кто-то пришёл посторонний и это сделал, мы сами создали наш молитвенный дом, инициативная группа, в основном, местные жители, которые живут здесь больше 20 лет, мы хотим чтобы у нас был свой культурный центр. К примеру, завтра праздник Курбан-байрам. Нужно сделать, как положено – прочитать молитву, барашка зарезать, раздать это мясо нуждающимся, попить чаю, посидеть-пообщаться. Во время этого праздника не танцуют – только еда, чаепитие, приготовление блюд, сладкое. Никакого спиртного. Не все придут, конечно, потому что рабочий день. И студентам полезно. Это праздник для души. Ты должен делать благие дела. Покормить нуждающегося, навестить родственников и друзей. Кстати, несколько лет назад, когда Курбан-байрам был, приезжал 37 канал телевидения. Пригласили курсантов Суворовского училища, угостили их сладким пловом.
Нам нечего бояться, там ничего плохого не делается.
— В молитвенном доме есть кто-то, кто этим руководит?
— Регулярно приезжает представитель Духовного упрвления мусульман Республики Дагестан. Привозят нам газету Духовного управления мусульман, которая выпускается в Москве, и рассказывают людям о религии, учат молитвам. Чтобы уберечь человека от того пути, по которому ему не надо идти. Бывает, человек придёт просто поинтересоваться, узнать. Люди рождаются и умирают, надо чтоб всё было в соответствии с традициями.
— У вас никаких проблем с местным населением нет?
— Нет. Один мой земляк сказал – за всё время, что я здесь живу, я не нашёл ни одного человека, чтоб с ним поконфликтовать! Такой круг общения – нормально воспринимают! У него свои традиции, у меня свои, своя культура, но мы не сталкиваем их, а уважаем. Сегодня Покров – меня приглашают, и я туда иду. И в Церковь захожу – бывают такие ситуации, что умер человек, которого я знаю, я же не скажу «нет» — это Божий дом, я захожу туда, как бы к Богу домой зашёл. Так же и к нам в молитвенный дом – если человек хочет зайти посмотреть – пожалуйста, приходи посмотри, как это всё происходит. Вот цель у нас такая — как мы прожили тут, так и молодое поколение постаралось прожить так же.
текст Ирины Городецкой