Сегодня:

Кто  тут  у  нас  «Самые-самые»? ..

На прошлой неделе навестила нашу казачью столицу московская антреприза. Вернее, заранее разрекламированный антрепризный спектакль под названием «Самая-самая», афиши о котором были развешены задолго до начала Пятого международного театрального фестиваля «Комплимент». Спектакли на Пятом «Комплименте», как вы знаете, все были аншлаговыми. А вот гости из Белокаменной, причем, не третьеразрядные, а с именами – народные артисты России Ирина Алферова, Игорь Бочкин аншлага не дождались. Кто не знает этих артистов  по театральным работам, уж наверняка видел их в популярных отечественных сериалах «Три мушкетера», «Московская сага», «Капкан». Однако столичный манок на этот раз не сработал. В зале Казачьего драматического театра, с его почти полутысячей посадочных мест, зрительская заполняемость составила едва ли треть. Вездесущий ли Интернет с информационной доступностью сыграл свою роль, середина ли рабочей недели или ощутимая для кармана среднестатистического новочеркасца цена на билеты (согласитесь – две тысячи за место в партере – это все-таки сумма), однако факт остается фактом – аншлага не случилось. Разочарование артистов полупустым залом или какая иная причина, но спектакль начали почти на 20 минут позже назначенного времени, что, безусловно, явилось неуважением к публике, потратившей свои кровные ради встречи с московскими знаменитостями. Но зрители вежливо и терпеливо дождались начала, не выказав ответного неуважения артистическому бомонду.

И вот спектакль. Действие авантюрной комедии “Самая-самая” (режиссер Игорь Бочкин)происходит где-то «на французской стороне», может даже в городе «Парижске», судя по именам персонажей: Матье, Николя. В течение всей постановки периодически звучат романтические и страстные мелодии французского шансона. Странная история странных, полуостылых отношений переплетчицы книг Роксаны (Ирина Алферова), в течение всего спектакля не взявшей в руки ни одного книжного томика, и ее давнего приятеля – писателя-прозаика Матье (Игорь Бочкин), занятого только своими литературными персонажами и не замечающего жизни вокруг. Кажется, он даже не подозревает, что сын Роксаны Николя (Александр Лымарев) – мотоциклист и будущий фармацевт, весьма похоже, является и его сыном также. Намек на это обстоятельство был озвучен, но развития информация не получила, с тем и была забыта.

События в этом спектакле развивались довольно пассивно (да и развивались ли вообще?), если бы не появился четвертый, а по сути первый и главный персонаж – некий Дэвид Грэг (явно не француз, а скорее уроженец Америки), юный делец, игрок и соблазнитель, эдакое современное исчадие ада. Собственно, даже клетчатый костюмчик как-то недвусмысленно связывал этого господина с небезызвестным Коровьевым-«клетчатым» из культового булгаковского романа. «Деньги – не самоцель» — девиз Дэвида Грэга. Но удовольствие себе он готов купить за любую сумму. Удовольствие увидеть чье-то унижение или получить хоть час любви вопреки желанию женщины, загнанной обстоятельствами в жизненный угол. А непререкаемые обстоятельства мистер Грэг организует на редкость легко и быстро, руша привычную жизнь человеков. Такие у него игры, так парень развлекается.

Илья Соколовский (Грэг) был очень убедителен в своей роли – обаятелен, непринужден, раскован, остроумен, наблюдателен, музыкален. Он прекрасно двигался и великолепно танцевал. Он был мотором всей этой банальнейшей до его появления истории. Зал невольно поддавался его обаятельной игривости и легкости, оживляясь при каждом выходе данного «отрицательного» персонажа. А Роксана (И. Алферова), позиционируемая как та «самая-самая», которая должна бы всех восхищать и озарять собой пространство, напротив, была меланхолично-лирична, да попросту скучна. Нет, она элегантно танцевала, мило подмигивала залу, она постоянно помнила, что она – красива (хотя возраст актрисы – «далеко за 60» не скроешь). Она четырежды меняла наряды, но… вместо данной актрисы, по моему мнению, эту роль могла бы сыграть любая другая – урона спектакль бы не понес. А вот без Ильи Соколовского спектакля попросту бы не было.

Недурен, впрочем, и герой Игоря Бочкина. Знаем мы таких творцов – «весь в себе» и никто ему не нужен. Тем они и хороши – для творческой составляющей да для любящей их женщины, тем и смешны, когда этот тип творческой личности подан с перчиком и выпячен со сцены.

Но публика принимала доброжелательно и танцующую переплетчицу Роксану (а что ей было еще делать, если нет развития образа?), и рохлю-простака Матье. Но наибольшие аплодисменты сорвал, конечно, молодчик Грэг. Этот ловкий молодой человек сначала всех готов был купить. А затем, неожиданно для себя и, уверяю, неоправданно влюбившись в сильно немолодую красотку Роксану, он стал трогательно добиваться любви этой пожилой женщины, хотя была она отнюдь не великая Эдит Пиаф, не ослепительная  Элизабет Тейлор и даже не самодостаточная дива Алла Пугачева. Впрочем, эта мастерица переплетного дела оказалась непреклонна, так же как прежде была непродажна. Он, он, он.. а не она оказался в этом столичном спектакле самым-самым. Вот такие, представьте, антрепризные метаморфозы.

Напоследок озвучу мнение одной горожанки – Елены, урезавшей свой бюджет на две тысячи за билет на спектакль. О деньгах она не жалела. Сожалела, что пришла без цветов. Женщина осталась довольна, что любимых артистов «видела близко». «Особо понравился, конечно, Соколовский. И Бочкин тоже. А у Алферовой только ее первый монолог». И мораль наблюдательная зрительница заметила в сем столичном театральном продукте. Все-таки старшее поколение – непродажное, рассудила она. В отличие от молодых, которые живут по принципу: все куплю, все продам.

И неважно, где то старшее поколение проживает и выживает – в Париже на реке Сене или в «маленьком Париже» на Тузлове с Аксаем. Кстати, столичные артисты таки потрафили нашей публике, обронив значительно, что писатель Матье сочиняет «роман из окрестностей Новочеркасска». Правда, думаю, ростовчанам они сказали, что роман тот – из Ростова, а шахтинцам, конечно же, из Шахт. Но это золотое правило любого артистического «чеса», каковыми зарабатывают себе на хлеб с маслом и икрой (не баклажанной!) заезжие знаменитости. Впрочем, данный полуторачасовой спектакль московские гастролеры отработали добросовестно, в тонусе.

А вот в чем я безоговорочно соглашусь с Еленой, так в утверждении, что наши новочеркасские актеры сыграли бы пьесу «Самая-самая» ничуть не хуже, чем москвичи. Да что там, наверняка  лучше. Могу даже предположить, кто бы был кто. Да только вот вряд ли наш театр заинтересовался бы столь средненькой, хотя и рассчитанной на бенефициантов, пьеской.

 Лариса Лиховидова.