Сегодня:

НАШ «КОМПЛИМЕНТ» — ЕМУ

С 21 по 29 сентября в Новочеркасске в стенах Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (казачьем драматическом театре) прошел Пятый международный театральный фестиваль «Комплимент». Он был посвящен памяти Леонида Шатохина – талантливого актера и режиссера, бессменного художественного руководителя Новочеркасского театра в течение более двадцати лет.

В 2005 году он задумал, организовал и подарил городу свой Первый «Комплимент», ставший восхитительным театральным событием не только в жизни горожан, но и всего Юга России.

Нынешний Пятый «Комплимент» также вылился в большой театральный праздник, радуясь которому, те, кто знал и любил Леонида Ивановича, испытывали чувство, о котором поэт сказал: «Печаль моя светла…» Припомним же, как все это было.

Торжественное открытие фестиваля выстроено было в форме литературно-музыкального театрализованного пролога, дополненного видеорядом – строго, лаконично, с внутренним накалом. Теме трагического жизненного финала противопоставлялась тема бесконечности жизни, света истины, таланта и служения избранному долгу, несмотря ни на что. Стихотворение Александра Блока «Балаган», прочитанное заслуженным артистом РФ Александром Коняхиным было здесь как нельзя более уместно:

«…Тащитесь, траурные клячи!

Актеры, правьте ремесло,

Чтобы от истины ходячей

Всем стало больно и светло!»

И было больно и горько. И ком стоял в горле. Потому что смотрел на нас с экрана молодой, полный сил Леонид Шатохин в солдатской форме – верный солдат Российского Театра, мудрый полководец своих соратников по искусству, увы, теперь навсегда покинувший их.

Когда же ведущий объявил в память о нем минуту молчания, то не успел еще договорить, как зал молча, в едином порыве встал. И это единодушие и трепетная тишина зала сказали много больше и честнее об отношении собравшихся к ушедшему в мир иной режиссеру и актеру, нежели многословные погребально-хвалебные, не всегда искренние, речи. Без которых на этот раз, слава Богу, практически обошлось.  А затем раздались аплодисменты – ему, Леониду Шатохину.

Яркое и яростное мужское начало фестиваля «Комплимент»  выразили в вокальном номере «Судьба актерская», некогда исполненном Николаем Караченцовым, новочеркасские артисты Игорь Лебедев, Алексей Ситников, Олег Хаустов и Роман Пуличев. Это страстное обращение актеров к своему зрителю, верному другу и единомышленнику, ради которого и существует это древнее и удивительное искусство – Театр.

 БУДЬТЕ МОЕЙ ЖЕНОЙ, ГЕНЕРАЛ!

В первый день фестиваля на сцене Казачьего драматического господствовали гости с Волги – Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского. И, как вскоре убедились новочеркасские зрители, как юные, так и взрослые, царствовали волжане по праву. По праву мастерства, задора, выдумки.

В полдень 21 сентября юные новочеркасцы увидели славную сказку в жанре итальянской комедии дель арте «Генерал Фанта-Геро».

И что из того, что сказка та была вне фестивальной программы? Напротив, надо отдать должное молодцам кинешемцам, что они, добираясь на Дон с далеких волжских берегов и везя фестивальный спектакль для серьезной публики, не забыли и о малышне, чтобы и на их улице был театральный праздник. А сказка оказалась прелестная – веселая, музыкальная, пестрая и озорная. Она сразу расставила все точки над «и», показав кинешемскому творческому десанту – каковы наши зрители в своей массе, а юной городской публике – сколь талантливой актерской команде доверили начинать Пятый Театральный «Комплимент».

Всего три персонажа комедии дель арте: два Арлекина и Коломбина, не откладывая дела в долгий ящик, преобразились на сцене в капризного Папашу-Короля, шалунью Принцессу и старого слугу – Оруженосца. Все превращения на радость детворе происходили тут же, на глазах зрителей. Из одного сундучка были вынуты рукотворные лес и речка. Из другого – элементы костюмов сказочных героев: королевская корона, парик и мантия, колет и доспехи Оруженосца, веер и шиньон Королевы-Матери, усы Генерала. Солнечное утро глянуло в зал с полотнища зонтика Принцессы улыбающимся солнышком. А зонт Слуги стал бо-о-ольшой горой, за которой прячется эхо, ставшее невольно яблоком раздора в сказке. А как это интересно и здорово, когда царство, хоть тутошнее, хоть тамошнее можно подержать в руке в виде макета.

Простые и яркие декорации радовали глаз. Молодые актеры Наталья и Вячеслав Митронины и опытный Сергей Шувалов (он же автор инсценировки) работали на сцене легко, задорно, с удовольствием. Так и хотелось вместе с ними прыгать, танцевать и петь. Стоит ли удивляться, что ребята в зале мигом настроились на волну общения с героями сказки, с желанием откликаясь на предложение Короля попугать Принцессу. Зал кричал и рычал по его команде с огромным энтузиазмом. А тянуть королевский канат кинулась на сцену чуть ли не треть юных зрителей, когда затевающим битву Молодому Королю и Генералу-Принцессе понадобились войска. Подобные игровые моменты с вовлечением в сценическое действо маленьких зрителей всегда имеют успех, так что кинешемцы не просчитались.

Не прошло и часа, как сказка подошла к концу. Принцесса Геро услышала от Молодого Короля желанные слова: «Генерал, будьте моей женой» и дала свое согласие.

Из зала довольная детвора уходила неохотно. Я спросила у одной не спешащей девчурки лет четырех – понравилась ли ей сказка. Малышка помолчала, подумала и выдала: «Нет». «Почему?» — изумилась я, не ожидавшая такого ответа. Девочка еще подумала и сформулировала: «Мало»…

Ну что же. По-моему, отличная рецензия. Истина, как говорится, глаголила устами ребенка.

Кроме того, внеконкурсная сказка театра из Кинешмы задала какой-то легкий и светлый настрой грядущему празднику, каким, собственно, и должен быть в идеале любой театральный фестиваль, и каковым стал наш Пятый «Комплимент».

 ПУШКИН ЗА БАЗАР НЕ ОТВЕЧАЕТ

В отличие от сказки кинешемцев еще один внефестивальный детский спектакль «Сказка о царе Салтане» Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра, показанный на фестивальной неделе новочеркасским детям, оставил двойственное впечатление. Об этом стоит сказать, ибо вкус юных театралов формируется с младых ногтей. Что же показалось и оказалось не так в сказочном действе?

Литературная основа – идеальна (ведь А.С. Пушкин – наше всё). Но для удобства спектакля сказку расчленили, сократили и местами переписали под себя, автора не спросив. И тут уже Пушкин за базар не в ответе. Чего стоит хотя бы реплика царя Салтана ближе к финалу:

«Нынче ж за море отбуду.

Трон бери. Пошли отсюда!..»

Александр Сергеевич отдыхает. Так и хочется перефразировать его коронное: «Ай да сценарист! Ай да … чей-то сын!».

Мизансцены были выстроены так, что актеры преимущественно  находились в глубине сцены, словно боялись первого плана и авансцены. Сценический свет недостаточен. В сцене чтения подметного письма о рождении «неведомой зверушки» Царь вообще пребывал в полной темноте. Не ясно, какую цель преследовало данное режиссерское решение – скрыть эмоции опечаленного монарха либо показать (буквально) темные силы, творящие зло над Царицей и ее дитятей. К тому же не всегда текст, произносимый на сцене, слышали в зале. А если дети не слышат и не понимают сказку, не увлечены происходящим, они болтают и резвятся, кто во что горазд. Кроме того, была предложена невероятная музыкальная эклектика вместо вменяемой сказочной музыки. Тут вам и рэп, и рок-н-ролл, и хороводы, и песни советских композиторов – все в одном флаконе. Вот Белка, больше похожая на помесь Мартышки с Медведем, сперва наяривает нечто вроде рэпа, а при появлении Салтана вдруг блеет (под фонограмму) куплет из культового советского кинофильма «Кубанские казаки»: «Каким ты был, таким ты и остался». Это было круто, знаете. Но… зачем?!

А уж когда князь Гвидон, славный добрый молодец в русском кафтане, превращенный в комара (иных сказочных насекомых постановщик изъял за ненадобностью), стал выкидывать коленца рок-н-ролла, отплясывая со своими тетками – Ткачихой, Поварихой да с Бабой-Бабарихой, и поочередно вампирски покусывая их, недоумение взрослой части публики достигло апогея. А юная зрительская поросль, детки «поколения пепси», неискушенные в добротных театральных  впечатлениях, приняли такой ход на ура, топая ногами и вопя в экстазе от забойных ритмов. Вот только при чем тут Пушкин, господа?

Это минусы. Но есть и безусловные плюсы.  Это красивые, в духе русской сказочности, костюмы персонажей. Правда, вырез до колен в нижней части сарафана Царевны-Лебеди не совсем внятен. Но, может, просто не хватило ткани на лебяжьи крылья? К плюсам отнесу убедительные актерские работы.

Видеоэкран на заднике отлично приспособлен для показа картин то древнерусского града, то бушующего моря, а также элементов теневого театра. И это действительно интересное и оригинальное решение – что с явлением Лебеди и Коршуна, тем более с 33 богатырями. Дядька Черномор в шлеме и с копьем – вот он, перед экраном, а богатыри по мере их убывания в волны морские – в теневом изображении.

Не знаю, что поняли и вынесли для себя младшеклассники, посмотрев эту преображенную пушкинскую сказку. Правда, еще в начале, когда завистливые сестры сочиняли с Бабарихой лживую грамоту Царю, мальчик Толя Отинов из 2 класса «Г» средней школы № 3, сидевший за мной, успокоил своих соседей, следящих за развитием сказочного сюжета: «Все равно они заживут хорошей жизнью». Но и этот мальчуган, как выяснилось, пушкинскую сказку не читал, а смотрел только мультик, потому даже такой спектакль ему понравился больше. А очень бы не хотелось, чтобы наши дети, не избалованные живыми театральными впечатлениями, принимали эрзац за образец.

 «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА» КИНЕШМЫ

Но вернемся к фестивальной программе. Первым спектаклем, показанным Новочеркасску, была мелодрама по одноименной пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» Кинешемского драматического театра, носящего имя великого земляка-драматурга. Открылся занавес, и зрители увидели холодный синий простор сцены, охваченной приглушенно-песочного цвета декорациями – словно отражение в цвете осенней волжской воды и берега, на котором вдали раскинулся купеческий город. Вечернее небо с пробивающимся сквозь тучи мутным светом луны. Осенние листья, осыпающиеся с нависших над сценой и героями ветвей старых деревьев. И тревожная музыка, возникающая после каждой сценической картины. Всё это создавало необходимую режиссеру-постановщику заслуженному деятелю искусств Читинской области Андрею Подскребкину и художнику спектакля Светлане Рарий атмосферу какой-то безысходности провинциальной жизни, обреченности ее. Когда люди не живут, а выживают в суете и лени, глуша свои пороки вином и картами, делают и прожигают деньги, собирают сплетни. И не желают оценить искренность чувств, прелесть тихого семейного счастья, дружеского расположения.

Сюжет пьесы известен. Молодая вдова Юлия Тугина для любимого человека Вадима Дульчина, мота и картежника, растратившего свое, а затем и ее состояние, приносит последнюю жертву. Спасая его от позора долговой ямы, она сама идет на унижение, прося деньги у богатого старика-купца. Но жертва оказывается неоцененной. Любовник в полчаса спускает и эти, легко доставшиеся ему деньги.

Здесь есть что играть – характеры, чувства, страсти, отношения. А о роли Тугиной мечтает каждая уважающая себя хорошая актриса. Анна Росс смогла передать в роли и нежную привязанность Юлии к любимому, и боль от его предательства, и твердость отречения от растоптанного им чувства. Интересны и другие актерские работы. Понравилась публике бойкая тетушка Юлии Глафира Фирсовна (заслуженная артистка РФ Кристина Тенякова) и обстоятельный Фрол Федулыч Прибытков(заслуженный артист РФ и УзССР Олег Рябцов, и «восточный человек» Салай Салтаныч (артист Олег Коновалов). Но особенно запомнился и тронул мое сердце приятель Дульчина – Лука Герасимович Дергачов (артист Сергей Шувалов). Артист сыграл человека совестливого, хотя и побитого бедной жизнью, искренне переживавшего за обиженную Дульчиным Тугину и стыдящегося лгать ей, чтобы исполнить поручение Вадима. Видно, что есть в его Луке человеческое достоинство, да за ненадобностью уж больно глубоко оно спрятано.

Имеющие уши да услышали, а имеющие глаза – увидели, что гости из Кинешмы подарили новочеркасцам достойную нашего фестиваля театральную работу.

 ДОНСКОЙ  ДУШЕ  —  «ЛЮБО»!

На спектакле Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра в зрительном зале яблоку негде было упасть. На сцене все было свое, родимое – хата казачья, плетень с подсолнухами, колодезь, стол да лавки, а вдали – разлив Дона. И шел оттуда старый седой казак в пропотевшей до белых кругов на спине рубахе. Дед Гаврила Васильевич и его жена – Старуха провожали на царскую службу сына. Вот и казаки – его ровесники подоспели, и девчата-казачки. Пошло гулянье, пляс, заиграли песню: «Ой да пролегала она путь-дорожка…». А зал словно и не дышал – такая тишина. Умеем слушать – ведь свое, родное, кровное.

Поставил спектакль режиссер Владимир Тихонравов, включив в инсценировку рассказы Михаила Шолохова «Чужая кровь», «Шибалково семя» и сцены из романа «Тихий Дон». Композиция получилась рыхлая. Основа спектакля – рассказ «Чужая кровь», и именно на нем держится смысловая хребтина сценического действия с его завязкой, развитием сюжета, кульминацией и драматической развязкой.

Любовные сцены Григория Мелехова и Аксиньи скорее дополнили и украсили спектакль, но на сюжетную линию никак не повлияли. История же пулеметчика Якова Шибалка (артист Сергей Чвокин), вылившаяся в его монолог и сцену с Дарьей, смотрелась вообще как вставной номер, несомненно эмоциональный и не лишенный драматизма. Просто еще одна новелла в тему – задаются же на Дону такие характеры.

Но все эти мысли пришли позже окончания спектакля. Как и то, что не нужны на видеоэкране увеличенные статичные изображения Григория и Аксиньи, застывшие в объятии или поцелуе, в то время как на сцене хлещут живые эмоции актеров, с быстрой сменой мимики, жестов, за которыми интересно и важно наблюдать зрителю, сопереживающему героям. Зритель идет в театр за живой человеческой эмоцией, об этом говорил всегда и Леонид Иванович Шатохин. А говорящую картинку можно дома посмотреть – в «ящике».

А пока шел спектакль, так и забирало повествование, как пришли красные изъять у Деда Гаврилы хлеб подчистую. Почва и судьба отечественной трагической истории дышали со сцены. Отличный образ найден режиссером  – тяпнул комиссар с дедовой ладони краюху, оставив старому только крошки в рот кинуть –«излишки». А как побили красных, Дед, не держа зла на обидчиков, подобрал израненного продкомиссара. Выходили они его со Старухой, да и приросли душой к парню, стали видеть в чужаке сына, взамен родного, сгинувшего на гражданской.

Как точно передал характер старого Казака заслуженный артист России Анатолий Трусов – удивительная, серьезная, запоминающаяся работа. Были, были такие деды на Дону, что недругу не кланялись. И стреляли их под горячую руку и на холодную голову красные, и кресты с них рвали за их непреклонность, за казачью гордость и честь. И казачки такие, как Старуха-мать (трогательное исполнение Тамары Тарасовой) были. Да, верно, и ныне есть.

Спектакль «Донская душа» показал, как любили, жалели наши бабки и прабабки, как были верны долгу и стойки в испытаниях деды и прадеды. И все песня донская старинная звучала – та, про казачью путь-дорожку. Мелодическим рефреном прошла она через весь спектакль, передавая то горечь расставания, то радость обретения нового сына, пусть и с «чужой» кровью.

Новочеркасская публика аплодировала стоя и от души кричала: «Браво! Любо!». Поистине спасибо творческому коллективу с Волги за такой казачий, бередящий душу и возвращающий к своим корням спектакль. Любо, волгоградцы!

 БЕРЕГИТЕ  ВАШИ  ЯЗЫКИ,  ГОСПОДА

Чем ценен наш театральный «Комплимент»? Каждый новый фестиваль приносит зрителю знакомство с неведомым ему творческим коллективом-участником, приобщая к иному духу, иной эстетике. Но были на Пятом «Комплименте» и театры – старые добрые знакомые, оставившие в памяти новочеркасцев чудесные воспоминания. Одним из таких оказался Республиканский театр драмы и комедии из Калмыкии. Сохранившие память о предыдущей удачной работе элистинцев – мюзикле по знаменитой сказке Леонида Филатова «О Федоте-стрельце», зрители пришли оценить мало кому известную комедию Иржи Губача «Корсиканка».

Рассказ-версия о том, как император Наполеон, волей судеб сменивший военно-политический Олимп на задворки истории, оказался после поражения при Ватерлоо на острове Святой Елены в нищете и под стражей. Здесь встречает он свою последнюю, странную, пылкую и недолгую любовь. Любовь к соотечественнице – корсиканке. Вдова наполеоновского солдата и мать четырех осиротевших сыновей, названных по имени обожаемого императора – Наполеонами, мадам Понтиу добралась на затерянный в море остров, чтоб получить с полководца причитающиеся ей за погибшего супруга деньги. Прибыла она сугубо с целью меркантильной. А оказалось – затем, чтобы поддержать и ободрить сосланного и полузабытого Бонапарта, вселить в него жажду жить и бороться с обстоятельствами. И любить, конечно же, любить, ибо что за жизнь без любви, где бы она ни возникала – в пустыне, во дворце или на забытом Богом и людьми клочке суши средь вод Атлантики.

Спектакль оказался аншлаговым, и все составляющие у него для этого имелись. Захватывающий сюжет, динамично развивающийся и содержащий интригу. Мастерская режиссура (постановщик – засл. деят. искусств РМЭ Владислав Константинов). Плюс ко всему оригинальное сценографическое решение (художник-постановщик – засл. деят. искусств РФ и РК Валерий Якшулов). Декорация представляла собой щелястые стены не то сарая, не то курятника, где под ветхим дощатым потолком восседали куры, поднимающие гвалт квохтанья при любом быстром человеческом проходе. Простой деревянный стол и стулья, дешевая ширма, раскладное кресло, пустые чемоданы и ящики, ставшие деталями походной мебели – полное отсутствие комфорта, и лишь один канделябр своим блеском напоминал о былом богатстве и всемогуществе заключенного на Святой Елене великого человека.

Интересны работы актеров. Хваткая, находчивая в любых ситуациях Жозефина (засл. арт. РК Елена Бицунова). Взрывной и величественный, а по сути одинокий и порой растерянно-слабый Наполеон (нар. арт. РК Виктор Хаптаханов). Очень хорош губернатор острова (засл. арт. РФ Алексей Щеглов). Восторг зрителей всякий раз вызывало его появление в сопровождении шотландских гвардейцев охраны, которых играли молодые калмыцкие актеры с их типичным степным разрезом глаз, с прекрасной военной выправкой и в ярких клетчатых шотландских юбках – эдакая экзотика воссоединения западной формы и восточной сути.

Случилась ли эта история на самом деле или ее придумал драматург? Не знаю. Но спектакль вышел на славу, и его по  достоинству оценили и зрители, и жюри. Публика прекрасно воспринимала острые шутки, смеялась, задумывалась над меткими фразами Наполеона и Жозефины и долго не хотела отпускать артистов по окончании спектакля, аплодируя им. Рискну перефразировать еще одного обожаемого мною автора: «Кто посмеет сказать, что Новочеркасск не театральный город?! Да отрежут лгуну его гнусный язык».

 ЖИВИТЕ  ИГРАЮЧИ

На спектакль хозяев фестиваля – новочеркасцев «Вперед, гусары!» по пьесе Александра Гладкова «Гусарская баллада» зрителей пришло столько, что непонятно, как все разместились. В дело пошли приставные сиденья, дополнительные банкетки и стулья. А уж прием музыкальной комедии был исключительно восторженным. Публика едва ли не подпевала актерам-гусарам, любовалась нежной воинственной Шурочкой Азаровой (Валерия Дыба) и влюблялась на всю оставшуюся жизнь в потрясающего поручика Ржевского (Роман Пуличев). Судя по репликам разновозрастных театралок, практически все роли и спектакли, где играл этот актер, его верные поклонницы знали назубок. А один из членов жюри Александр Пхида после спектакля сказал: «Все заметили, что Роман воплотил стать, мощь и энергию Леонида Шатохина». И это было абсолютно верно.

Спектакль блестящий. Динамичный, музыкальный, веселый. За год после премьеры, как я видела его и о нем писала, спектакль еще больше набрал легкости, темпа, шарма. Он идет на одном дыхании и так же взахлеб смотрится зрителями, хотя продолжительность его без малого три часа. Актеры купаются в своих ролях, получая удовольствие, и это отлично чувствует и понимает публика, радостно откликаясь смехом, тишиной, аплодисментами. К тому же тема! Любовь к Отечеству. И просто – любовь. Какое сердце настоящего мужчины и настоящей женщины не тронут они?

Все продумано постановщиком и художником спектакля, все – в «десятку»: выигрышные для актеров мизансцены, отличные костюмы, дающие образ эпохи войны и мира 1812 года. Выверенный сценический свет. Хореографические и вокальные номера исполнены с отменным чувством. Единый актерский ансамбль, чем всегда отличался наш театр.

Это последняя, на излете жизни, режиссерская работа Леонида Шатохина. Как посыл и наказ своему театру и актерам, как его завещание: вот так надо жить и творить – легко, весело, вдохновенно, фонтанировать, искрить, заражать своим талантом. А не скулить, не нюнить. Леонид Иванович сам этого терпеть не мог. Жить надо играючи. Ведь жизнь продолжается.

Новочеркасским гусарам жюри и зал аплодировали стоя. Браво, новочеркасцы! Браво, Леонид Шатохин!

 «МОЛЧИ, ГРУСТЬ, МОЛЧИ»

На спектакль-комедию Ростовского академического театра драмы им. Максима Горького «Невидимые миру слезы» по четырем небольшим произведениям молодого А.П. Чехова я шла с особым чувством. Чехов – неоднозначный автор: читаешь, вроде смешно, а послевкусие – грустна ты, жизнь. Но опять же, как это поставить, чтобы зритель ушел из театра, сохранив то легкое чувство грусти, а не серую скуку, охватившую его еще в зале?

Литературный материал благодатный, проверенный временем – одноактовки-шутки «Медведь», «Предложение», «Юбилей». Богатая палитра мизансцен была предложена постановщиком Николаем Сорокиным. Превосходные сценические костюмы в стиле конца 19 века. Чудная, почти в натуральную величину лошадь, запряженная в повозку в имении Натальи Степановны, к которой приехал свататься нервический Ломов (Андрей Ребенков). Коняга периодически в ответственных местах действия пронзительно ржала к вящему восторгу публики. Даже пресловутые Воловье лужки, из-за которых чуть не расстроилось сватовство, раскинулись на заднике сцены.

И отдельные актерские работы хороши были. Сладко похрапывала, а потом лупила муженька подушкой разбуженная среди ночи, разъяренная Марья Петровна (Ольга Васильева), чтоб затем выйти к гостям мужа благосклонной гостеприимной хозяйкой. Трещала без остановки, ни с кем не считаясь, супруга начальника Татьяна Алексеевна (засл. арт России Татьяна Шкрабак). И столь же беспардонно вела себя губернская секретарша Мерчуткина (Елена Андриенко), измором беря начальствующее лицо для достижения своей мелкой цели. Завидный тут, к слову сказать, пример дает Чехов для общения с нынешним чиновничьим контингентом. И роль госпожи Поповой, вдовы, готовой даже стреляться со своим  кредитором, «бурбоном», а вскоре уже согласной на брак с ним, несомненно, исполнительнице (засл. арт. Наталья Гординская) к лицу.

Разные варианты взаимоотношений представителей сильного и слабого полов предстали перед зрителем. А вот целостного впечатления от спектакля нет. Точно не сошлись пазлы, не сложились в картинку. Осталось только нечто неопределенное, блеклое, размазанное – ужель скука? Ну, почему, Антон Павлович?

 НЕПОСЛЕДНЯЯ  ГАСТРОЛЬ

Последним в фестивальной афише значился Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П. Чехова, привезший театральную фантазию «Прощальная гастроль князя К» по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Таганрожцы в 2005 году были на Первом «Комплименте» со спектаклем о Павле I, запомнились и полюбились нашему зрителю. Как сказал художественный руководитель театра засл. деят. иск. РФ, засл. арт. РФ Сергей Герт (он же – исполнитель главной роли – Князя К): «За «Комплимент» спасибо Леониду Ивановичу. Ради него мы приехали на фестиваль».

Впечатление от спектакля, поставленного режиссером Анатолием Морозовым, яркое и, думаю, останется в памяти надолго. Металлические высокие конструкции давали возможность актерам оторваться от грешной земли, от фронтальных планов и возвыситься над жизненной суетой, отстраниться от нее. Вообще, это здорово, когда сценография множит и расширяет мизансценическое пространство.

Совершенно необыкновенной, органично включенной в контекст спектакля, была музыка. Композитор засл. деят. иск. РФ, нар. арт.  РФ Григорий Гоберник может считаться соавтором постановщика. Давно публика не получала такого пиршества для слуха. Музыка откликалась на события, происходящие на сцене, передавала настроение действующих лиц, создавала атмосферу места, отражала сам затхлый воздух провинциального городишки  Мордасова. Она то воспаряла романсом, который не пела, а проживала Зина (Наталья Краснянская), то возвращалась его отголосками в воспоминаниях Старого Князя К. А то какофонией звуков являла зрителю толпу разряженных для доморощенной оперы местных дам. В ней звучали даже кастаньеты, когда Маменька Москалева, как опытный тореадор отводила ловкой ложью глаза не нужному дочери жениху Мозглякову. А тот, как разъяренный бык на корриде, норовил боднуть Марью Александровну упреком в бесстыдном обмане.

Москалева (Татьяна Шабалдас) была убедительна: и резка, и мягка, и заботлива, и язвительна. Хотя в начале спектакля она отнюдь не прожженная ловкачка. Идея женить старого Князя на бедной особе, собственно, принадлежит не ей, а предприимчивому Мозглякову – молодому человеку нового времени. Но идея пришлась по вкусу. Актриса точно отыграла, как она приняла ее, взрастила в себе, а лишь потом стала обрабатывать уговорами дочь. Ах, как оказывается, легко находятся христиански—высокие слова для оправдания целей низменных. Деньги – во главу угла, а совесть – в карман.

Что до старого Князя К, то Сергей Герт играет его не дряхлым старцем, как это принято обычно. Он не семенит, не дрожит руками, не рисует глубоких морщин на лице. Этот «осколок аристократии» в исполнении Герта странен, но не от физической дряхлости прожитых лет, а от иного. Он одной ногой оступается уже в мир безумия, а вскоре быть ему там окончательно. По сути, это постаревший князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского. События, разыгравшиеся в Мордасове и талантливо разыгранные таганрогскими артистами, приближают печальный финал жизни Князя К. Жалко Князя. И жаль осмеянную в финале дамским обществом Москалеву. И страдающую Зину жалко тоже. И Афанасия Матвеевича, ее отца (интересно решена роль артистом Александром Черенковым). Даже раскаивающийся Мозгляков, поломавший дядюшкино сватовство ложным уверением, что то был только сон, вызывает, как ни странно, жалость. Никто не обрел счастья. Даже визгливые мордасовские дамы, скорые на расправу с обидевшей их своей спесью Москалевой, столь рьяные, что с их милых шляпок летят в первые ряды партера пух и перья, и они не при козырях.

Жалко всех. А спектакль светлый, пронзительный, чудесный. Как и весь наш Пятый Театральный «Комплимент».

И Шестому фестивалю «Комплимент» тоже быть! И Седьмому. И Тринадцатому. Слышите, Леонид Иванович?

Лариса Лиховидова,

член Союза журналистов России. 

 ПОСЛЕСЛОВИЕ.

ВСЕМ СЕСТРАМ – ПО СЕРЬГАМ

На состоявшемся в день закрытия фестиваля «круглом столе», на котором присутствовали члены жюри, представители городской прессы, театров-участников и администрации театра – хозяина фестиваля, было высказано много разных интересных и даже спорных мнений. Но вот в чем были единодушны все, так это в отношении к фестивалю «Комплимент» и его зрителям. Председатель жюри Адель Ветрова сказала: «Фестиваль, как оказалось, необходим. Самое главное – это общение, его нам всем недостает. Как хорошо назван фестиваль – «Комплимент». Ведь доброты, приязни в мире не хватает. Артисту же необходимо, чтобы его любили».

Журналист Павел Захаров заметил: «Шатохин очень хорошо знал своего зрителя. Он привел разного зрителя в театр. У него в театре и веселые, и  серьезные спектакли – на любой вкус».

А воскресным вечером на закрытии Пятого «Комплимента» Адель Ветрова произнесла, обращаясь к залу: «Если б не было такого зрителя, не нужен был бы этот фестиваль. Спасибо городу, Леониду Ивановичу. Я думаю, он здесь. Он отсюда не уйдет. Леонид Иванович! Фестиваль будет всегда».

Ее поддержал заслуженный артист РФ из Элисты обаятельный Алексей Щеглов («солнечный артист» — как с удовольствием представила его Адель Александровна): «Я благодарен новочеркасскому зрителю. Такого поискать. Блестящий зритель. И добрый». И он поведал байку о том, как в 2005 году, после того, как актер сыграл на нашей сцене Царя в спектакле «О Федоте-стрельце», его на следующий день узнал в городе один новочеркасец. «Вы играли царя?» — «Да, я». – «А вы какую цифру больше любите – три или пять?». Щеглов удивился, но ответил: «Я учился на три, но хотел получать пять». Через несколько минут горожанин преподнес ему коньяк «5 звездочек» с пожеланием, чтобы все в жизни артиста получалось на пять». Байка публике даже очень понравилась.

Затем поблагодарили за мощную поддержку фестиваля администрацию города и спонсора – страховую компанию «Литер-Полис» с ее генеральным директором Виктором Алексеевым. И, конечно, были объявлены победители в номинациях. Но прежде выступил первым зам мэра Новочеркасска Леонтий Сляднев: «Мы наблюдали фейерверк звезд. Но я знаю: будет один победитель – это горожане». Трудно было не согласиться с Леонтием Владимировичем.

 ПОБЕДИТЕЛЯМИ ФЕСТИВАЛЯ  СТАЛИ:

В номинации  «За сохранение русской театральной традиции» — Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского;

В номинации  «За сохранение казачьей самобытности в театральном искусстве» — Волгоградский музыкально — драматический казачий театр;

В номинации  «За лучший актерский ансамбль»  —  спектакль «Холостяки и холостячки», Ростовский областной академический молодежный театр;

В номинации «За лучший актерский дуэт» — Роман Пуличев за роль поручика Ржевского и Валерия Дыба за роль Шурочки. — Спектакль «Вперед, гусары!»,  Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр);

В номинации  «За лучшее исполнение главной мужской роли» — заслуженный артист Российской Федерации Сергей Герт за роль Князя К.  Спектакль «Прощальная гастроль князя К.», Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П. Чехова;

В номинации  «За лучшее исполнение главной женской роли» — Татьяна Шабалдас за роль Марии Александровны Москалевой. Спектакль «Прощальная гастроль князя К.», Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П. Чехова;

В номинации «За лучшую работу художника по костюмам» — Наталья Пальшкова.  Спектакль «Невидимые миру слезы»,  Ростовский академический театр драмы им. Максима Горького;

В номинации «За лучшее художественное оформление спектакля» + Специальный приз от издательства «Ковчег» —  заслуженный деятель искусств Российской Федерации Валерий Яшкулов. — Спектакль «Корсиканка», Республиканский русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия, г. Элиста;

В номинации «За лучшую режиссёрскую работу» —  заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Владислав Константинов. — Спектакль «Корсиканка», Республиканский русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия, г. Элиста;

«Гран-при имени Л.И. Шатохина за высокое мастерство и художественную целостность спектакля» — Спектакль «Прощальная гастроль князя К.», Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П. Чехова.

Напоследок директор Новочеркасского театра Полина Конышева подытожила: «Фестиваль удался! Он нужен людям». И пожелала собравшимся любить, беречь театр и стремиться в него. Закрытие Пятого «Комплимента» (режиссура  актрисы Ольги Ситниковой) запомнилось как яркий красивый праздник.