Сегодня:

«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»

                        Из русских сказок.

 Памятники бывают разные. Бывают памятники зодчества и архитектуры, бывают исторические памятники, к которым можно причислить статуи, арки, колонны, монументы, барельефы, доски и даже образец техники, водруженный на пьедестал. Правда, в последнее время, появились несколько новых видов памятников, которым можно дать название «новодел» и «денег нет». Сегодня мы рассмотрим те категории, которые представлены в нашем родном Новочеркасске.

Архитектурных памятников у нас достаточно много. Сохранилось даже несколько деревянных резных домов. Самым главным, без всякого сомнения, является Новочеркасский Вознесенский войсковой собор – второе солнце Дона, за который любой уважающий себя житель города и гость столицы просто обязан проголосовать в интернет-проекте «Россия 10» до 6 октября 2013 года. Он, собор, поражает своим величием, построен за деньги простых казаков и хранит в своих нижних ярусах прах героев, прославивших Россию еще 200 лет назад. Книга его судьбы имеет массу трагических страниц, но, как и наш народ, он не сгибается перед трудностями и продолжает озарять город ярким светом своих куполов. Тут и говорить много не надо, этот Храм – одна из главнейших казачьих святынь.139

Исторические памятники представлены целым рядом статуй и монументов, которые хоть и не занимают центральные места парков и площадей, но так гармонично вписаны в облик города, что без них Новочеркасск уже не мыслим. Увековечены в камне и металле атаман Ермак, атаман М. Платов, генерал Я. Бакланов, герои Великой Отечественной войны Г. Сорокин и Г. Петрова и другие легендарные личности. Масса мемориальных досок повествует о жизни героев и замечательных людей, посещении города Пушкиным, Маяковским и многими другими. Будучи «воротами на Кавказ», Новочеркасск повидал много и многих. Об этом уже достаточно писалось, и останавливаться подробнее не позволяет формат статьи.

Немного подробнее мы остановимся на памятниках новой формации, тех, которые стали появляться в последнее время. И начнем мы с района собора.

За последний десяток лет там появилось целых три «новодела». Памятник Согласию и Примирению, прямо скажем, хорош и насыщен глубоким смыслом. У него только один недостаток – осенить себя крестным знамением на памятный крест можно только повернувшись задом к собору, а это позволит себе далеко не каждый православный. Провести это действие лицом к Храму можно лишь с тыльной стороны памятника.

Второй «новодел» — памятник, вернее, бюст архитектору города Де Воллану. Ценность данного памятника сомнительна, равно как и похожесть бронзового зодчего на свой оригинал. Более того, ходят упорные слухи, что месторасположение Новочеркасска обусловлено не столько стратегической выгодой, сколько размером взятки, которую вышеуказанный архитектор получил от неких купцов, для которых близость новой столицы казаков к портовому Ростову грозила потерей прибыли. Впрочем, все это слухи. Реально у бюста один недостаток – слишком мал, чтобы быть заметным в час сумерек, стоит в том месте аллеи, которая еще не стала перекрестком, а значит у проходящего пешехода еще не сконцентрировано внимание. Некоторые мечтательные личности вполне способны ушибить свои части тела при легкомысленной прогулке по аллее. Плюсы у бюста тоже есть – он отлит за деньги казаков одного из войск и не стоил городской казне ни копейки.

Однако все мнимые недостатки вышеуказанных новоделов меркнут перед памятником М. Платову №2, называемым в народе «мальчик на пони». По слухам, этот образчик альтернативного искусства должен был быть установлен в Старочеркасске, но казаки старой столицы отказались от установки данного… памятника. Естественно, вопрос о том, что сие произведение скульпторов возвышает и увековечивает прославленного атамана в глазах потомков, довольно спорно, но, тем не менее, что-нибудь увековечить оно способно. Именно этим его качеством и воспользовался один из градоначальников, дабы обессмертить свое имя в табличке на постаменте. Теперь самый удобный ракурс обзора второго солнца Дона закрывает бронзовый зад «пони» с вполне узнаваемыми вторичными половыми признаками, больше подходящими семейству кошачьих.

Коротко можно коснуться такого «новодела», как Поклонный Крест возле гранитных Подтелкова и Кривошлыкова, но лучше не стоит, ибо по поводу этого ансамбля не кривился только слепой.

При всем этом, наполнение города памятниками далеко не закончено. Планируется поставить еще три: памятник Платову №3, памятник первой учительнице и группу лошадей в районе «кольца» возле 14-тиэтажного дома на Юбилейной площади. Впрочем, по поводу места установки можно и ошибиться. К примеру, памятник первой учительнице планировали установить возле пятой школы, но перенесли на газон у третьей школы. Скорее всего, и Платов №3 украсит не перекресток улиц Бакунина и Орджоникидзе (место достаточно неудачное и в плане эстетики, и в плане удобства установки), а какое-либо другое место. Сейчас, пока работ по установке коней и еще одного атамана не видно, поэтому остановимся на учительнице.1-439

Идея такого памятника превосходна и добра. Тем более, что сам род учителей стал редким среди сонмища преподавателей (понимаете, о чем речь?). И скульптор очень прекрасный – С.Н. Олешня, автор мемориальной доски и памятника художнику, искусствоведу, почетному гражданину города Новочеркасска В.И. Кулишову. Но возник вопрос: почему памятник располагают именно так? Во-первых, он не настолько заметен как хотелось бы, во-вторых, почему такая ориентация, ведь если памятник учительнице, то и лицом она (как центральная фигура) должна быть обращена к главной улице. Сейчас же она (учительница) приглашает первоклашек (явно перебежавших улицу Просвещения в неположенном месте) в торец здания школы. Если такая постановка памятника верна, то почему тогда Пушкин смотрит на ул. Московскую, а не в сторону общественного, пардон, туалета?

Так почему все-таки композиция малозаметна? Ответ нам дают Леонардо да Винчи, Лука Пачоли и Леонардо Фиббоначчи: памятник поставлен симметрично по отношению к газону, без учета стены школы и правил золотого сечения. Не того сечения золота, которое сейчас называют распилом, а понятия, которое во времена да Винчи называлось «Божественная пропорция», а в 1835 году, благодаря Мартину Омому, стало «золотым сечением». Что это такое? Приведу цитату из журнала «Наука и жизнь»: «…Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе» (Виктор Лаврус).

Если присмотреться внимательно к самому элементарному виду памятника — мемориальным доскам, установленным в те времена, когда учителей было на порядок больше, чем преподавателей, то внимательный читатель увидит, что надписи на них читаются очень легко и удобно, но при этом располагаются несимметрично. К примеру, основная надпись идет выше или ниже середины, написана более крупным шрифтом (загружена сильнее), использует только две трети основного поля доски. Вот для достижения такого рода удобства и гармонии необходимы «Божественные пропорции». Без этого памятник  станет всего лишь еще одним «новоделом», вызывающим смутное чувство дискомфорта у проходящих мимо. И это при том, что его сотворил один из лучших скульпторов Ростовской области!

А ведь на очереди, возможно, установка других работ этого же автора. Причем одну из них планируется разместить на одном из центральных проспектов гостевого маршрута…

Теперь о «достопримечательностях» из категории «денег нет». Это рабочее название подвида, и читатель сам может придумать другое наименование по своему вкусу. Такого добра у нас в городе хватает. В принципе, любая колдобина, разбитый тротуар, дом, требующий капитального ремонта, вполне подходят под категорию такого рода памятников. Сегодня рассмотрим только один из них, самый интересный. Почему «самый»? Потому, что он пережил не только трех градоначальников, но и находится на центральной улице, по которой, возможно, пронесут олимпийский огонь. Речь идет о мостике из половинок красного кирпича, позволяющему пешеходам пройти по кварталу ул. Московской от пер. Кривопустенко до ул. Просвещения. Буквально через дом от гидрохимического института все мокрое время года стоит грязное болото, через которое можно переправиться только по этому «мосту жизни» или в резиновых сапогах. Причем ни один из предыдущих градоначальников так и не смог справиться с данным памятником вечному дефициту городского бюджета. «Дорога из красного кирпича» пережила даже суперлужу у Дома быта, которая изводила пешеходов не один десяток лет. Вот уж где впору вешать мраморную мемориальную доску. Только что за надпись на ней выбивать?

 Павел Деревянкин.